Типы, структура и функции государства

Тип государства определяется на основании признаков, присущих всем странам. Экономической основой типологии государств есть определенный тип производственных отношений, которые выражают их социальную сущность и назначение. Однако до инсу разногласия как относительно критериев типизации, так и по типологии государств.
Марксисты с классовых, формационных позиций выделяют исторически формационные типы государств: рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический. Выделяют также переходный тип государства от одного исторического типа к другому. Кстати, исторически формационный разделение государств не возражает большинство ученых мира. Другое дело - разница содержательных характеристик марксистских и немарксистских подходов указанной типологии. Так марксисты видят в государстве организацию власти господствующего класса, т.е. утверждают классовый характер любого государства, они разделяют современные государства на капиталистические и социалистические.
Западные политологи, а теперь и большинство отечественных, понимается государство как надклассовую организацию, призванную удовлетворить общий интерес нации. Они разделяют государства на индустриальные и развивающиеся, не достигнув индустриального уровня. Распространение на Западе и у нас есть типология государств по политическим режимами, согласно которой принято выделять тоталитарный, авторитарный и демократический типы государств (см. раздел 3, тема 3.5).
На современном этапе образовалась группа государств, которые называют посткоммунистическими или посттоталитарных государствах (страны Восточной и Центральной Европы, республики бывшего СССР). Эти государства находятся на переходной стадии от административно-командной системы к демократической, правовой. Некоторые авторы в начале 90-х годов прогнозировали возникновение государства социально-демократического типа - государства трудящихся-собственников. Такое государство, на их взгляд, должна стать организацией политической власти трудящихся-собственников, составляющих большинство общества, и обеспечить реальное осуществление и защиту основных прав человека, прав нации и народа на принципах свободы, справедливости и солидарности. В начале XXI в., Когда более-менее выкристаллизовался совокупный опыт постсоциалистических трансформаций указанных государств, ученые, в основном, акцентируют внимание на стратегии и тактике модернизации государства переходного типа.
Существенным признаком государств, которые до декларируют социалистический путь развития (Китай, Куба, Северная Корея, Вьетнам), является наличие у них авторитарно-тоталитарных элементов, абсолютизация, догматизация, национальная трансформация марксистской теории (маоизм, идеи чуч-хе). Сейчас здесь происходят определенные демократические преобразования. В частности, ограничиваются командно-административные методы руководства, вводятся элементы рыночной экономики и т.п.. Эти изменения в разных странах «социализма» разноскоростная и разнокачественных.
Политологи выделяют еще национальный тип государства. Идея национального государства возникла в конце XVIII ст. в Западной Европе и оформилась в XIX в. в «принцип национальности». Швейцарский юрист И. Блюнчли изложил его сущность так: «Каждая нация призвана создать отдельное государство и вправе это сделать. Мир должен быть поделен на столько же государств, на сколько наций распадается человечество. Пусть каждая нация будет государством, каждое государство национальным организмом ». Идея национального государства имела сторонников среди западных (П. Манчини, М. Вебер и др.)., Русских (Н. Бердяев, А. Градовский, К. Каутский) и украинских ученых (В. Липинский, Д. Донцов и др.).. В целом большинство из них объясняли национальное государство как государство с однонациональным составом населения. Такой подход разделяют большинство теоретиков и политических деятелей. Ведь сейчас только народам на планете насчитывается до 3 тысяч, а государств - более 200, из них 90% - многонациональные. Известный американский социолог и государственный деятель 3. Бжезинский отметил: «Любые попытки распутать сложные проблемы с помощью национального принципа приведут к хаосу и разные».
По другой концепции национальное государство:
- Образуется нацией, компактно проживающего на определенной территории, и, как правило, составляет большинство населения данной страны;
- Является результатом осуществления определенной нацией ее основного общесоциального права на политическое самоопределение;
- Создает, обеспечивает необходимые условия для сохранения и развития достижений нации во всех сферах жизни;
- Объединяет забота о «своей» нации с соз-
нием условий для развития других наций (национальностей), этнических групп, проживающих на территории государства и составляют его народ (без соблюдения этого государство следует считать национальным, а националистически шовинизма). В этом смысле большинство государств мира являются национальными, в том числе и Украина.
Американские исследователи Н. Фернис и Т. Тилтон, взяв за основу критерий социальной защищенности населения и цели социальной политики, выделили три типа государств.
Положительная государство (США) защищает владельцев от искажений рынка и от возможных посягательств неимущих на перераспределение национального дохода, его социальные программы являются стихийными и спорадическими, равны объема помощи, способной обеспечить политическую стабильность, уберечь общество от радикальных требований по перераспределению богатства. Такая деятельность государства важна для сохранения демократии. Но на перераспределение национального дохода и социальную структуру она влияет мало (на 20% беднейшего населения США в 1947 г. приходилось 5,1% национального дохода, в 1974 г. - 5,4%, в 1984 г. - 7,4%) . Поэтому высокого общего уровня жизни бедность продолжает существовать, хотя и в несколько смягченной форме.
Государство социальной защищенности (Великобритания), цель социального регулирования в которой заключается в обеспечении прожиточного минимума для каждого гражданина, в ликвидации бедности и обездоленности через социальное страхование и социальные программы. Здесь минимальная обеспеченность является соразмерно с минимальными потребностями в данном обществе, уровень этой обеспеченности возрастает пропорционально росту общего уровня жизни. Это облагороженный вариант либерального государства.
Государство социального благосостояния (Швеция) проводит социальную политику, создавая равные условия жизни для всех членов общества - через регулирование доходов, расширение сферы государственных услуг, привлечения непри-вилейованих классов (прежде рабочих) к контролю над элитой и к принятию государственных решений. Это государство всеобщего благосостояния, которая вышла за пределы либеральной социальной политики, но считать ее «социалистической» было бы не совсем корректно, поскольку термин «социализм» дискредитирован тоталитарными режимами советского типа, а экономическая основа этого государства - частнособственническая, капиталистическая.

3.png

Дополнительно