Понятие и структура политической системы

В научной литературе бытуют разные взгляды, как на толкование понятия «политическая система» общества, так и на сущность этого феномена. Сторонники социологической теории обмена считают политическую систему институтом, который поддерживает стабильность общих правил отношений обмена. Согласно конфликтологической концепциями, политическая система является инструментом легализации и продуктивного решения социальных конфликтов.
Система - одно из основных понятий политологии, которое позволяет составить представление об обществе в виде его абстрактной, упрощенной модели или отдельных элементов. Понятие это заимствовали из электроники и кибернетики американские ученые Г. Алмонд, Д. Истон, В. Митчел, считая его универсальной категорией научного анализа, которая охватывает все типы действий и ориентаций, всю совокупность взаимосвязанных элементов, касающихся выработки политических решений. Итак, политология рассматривает систему как единство структуры (социально-политических институтов) и процессов (поведения общностей и индивидов) при условии, что каждый играет свою роль в обеспечении стабильности всей системы.
Каждое общество представляет собой совокупность подсистем (сфер): производственной, социальной, духовной, политической, к которой относятся институты государства и власти. Все эти подсистемы обладают присущими только им структурой, функциями, ценностями, нормами, целями и т.д.: производственная обеспечивает материальную основу жизни общества, социальная и духовная способствуют нормальному функционированию различных социальных институтов, политическая призвана создавать благоприятные условия для эффективной деятельности всех звеньев общественной системы, для полной реализации интересов всех членов общества. Каждая из подсистем может сохранять жизнеспособность при условии, что все остальные функционировать безупречно или хотя бы удовлетворительно.
Политическая система общества - интегрированная совокупность отношений власти, субъектов политики, государственных и негосударственных социальных институтов, призванных выполнять политические функции по защите, гармонизации интересов социальных групп, сообществ, общественных групп, обеспечивать стабильность и социальный порядок в жизнедеятельности общества.
К ней относятся законодательная, судебная, исполнительная системы, центральные, промежуточные и местные системы управления (самоуправления), которые базируются на принципах представительства и организации. От других систем политическую систему отличают: обеспечение непрерывности, связанности, иерархической координации деятельности различных политических субъектов для достижения определенных целей; нахождение механизма разрешения социальных конфликтов и противоречий, гармонизация общественных отношений, содействие достижению консенсуса различных общественных сил по основным ценностям, целям направлений общественного развития. Анализ политической системы чрезвычайно важен для зьясу-ния политической жизни общества, частью которого она является.
Политическая система возникла с разделением общества на классы и появлением государства. В процессе эволюции государственно организованного общества она все более усложнялась и разветвлялась. Поэтому структура, механизм ее функционирования всегда имеют конкретно-исторический характер, обусловлены уровнем экономического, социального, духовного развития общества и другими факторами.
Политическую систему общества исследовали в течение многих веков, начиная от Аристотеля. Но весомых результатов было достигнуто лишь в XX в. после применения американским теоретиком Д. Истон метода системного анализа («Политическая система», «Системный анализ политической жизни»). Это позволило ученым перейти от изучения фактов к выработке общей теории, так отдельные факты значимые лишь в рамках общих моделей, способствующих четкому представлению о функционировании политических систем.
По мнению Д. Истона, политическая система является целостной множеством многих элементов, каждый из которых состоит из простых явлений и процессов. Исследуя ее, по Истон, необходимо применять два подхода: социально-психологический, направленный на изучение поведения человека и мотивации участников, и ситуационный, который позволяет анализировать активность групп под влиянием социального окружения. Политическая жизнь есть неуравновешенной системой, в которой все время происходят нарушения и установления равновесия. Поэтому и политические системы бывают устойчивыми и неустойчивыми. Полная устойчивость политической системы недостижима. Но она постоянно находится в поиске устойчивости. На этот процесс влияет человек. Именно поэтому Д. Истон определяет политику как процесс вынесения обязательных решений и действий не только по реализации ценностей и идеалов, но и по восстановлению нарушенного равновесия в общественном или политическом системах. По его мнению, каждая конкретная политическая система имеет свои пределы, в которых его политические решения обязательны и реально исполняются. Влияние окружающей среды на политическую систему Д. Истон называет вводом информации в виде требований и поддержки, стимулирующие систему. Введена информация становится частью системы. Влияние политической системы на окружение происходит через выход информации в форме решений и политических действий, что является результатом функционирования системы. Модель Д. Истона позволяет представить положение и условия действия политической системы, прогнозировать последствия принятых политических решений.
Не менее интересные идеи высказал и американский политолог Г. Алмонд («Сравнительные политические системы», «Сравнительный политический анализ»). Политическую систему он рассматривает как набор ролей, которые взаимодействуют, или как ролевую структуру. Его взгляды сведены к следующим принципам: любая политическая система имеет свою структуру: все политические системы осуществляют одинаковые функции, каждая политическая система многофункциональна (уравновешенность властей) все политические системы смешаны в культурном смысле (отсутствие «чистого» правящего режима). Ввод информации, по Г. Алмондом, это политическая социализация населения как важного фактора политической культуры и анализ интересов, политических коммуникаций (связей различных политических сил). Функции выхода информации: установление правил (законодательная деятельность), применения правил (исполнительная деятельность), формализация правил (придание им юридического оформления), непосредственный выход информации (практическая деятельность в сфере внутренней и внешней политики). Важнейшая функция политической системы - изучение и выяснение особенностей ситуации. Модель Г. Алмонда получила название микроструктуралистського функционализма, потому что главная ее задача - фиксация различных интересов внутри системы, их инвентаризация, столкновения и гармонизация.
Модели функционирования политической системы разрабатывали Т. Парсонс, Г. Спиро, К. Кулчар и другие западные ученые.
Анализ политической системы дает возможность изучить ее структуру, т.е. внутреннюю организацию отдельных составляющих.
Структура политической системы - совокупность властных институтов, связанных между собой и создают устойчивую целостность.
Главный связующий компонент системы - политическая власть - сосредоточена в государстве, политических партиях и общественных организациях. Важной функцией власти является создание внутренних связей системы, урегулирования конфликтов политическими средствами и регламентация поведения человека, есть возможность влиять на нее с помощью определенных средств - воли, авторитета, права, силы. Итак, власть - это элемент, источник управления, основа развития и функционирования политических систем.
Структуру политической системы составляют: политические отношения, политическая организация общества (государственно-правовые органы, политические партии, политические движения, массовые общественные организации, трудовые коллективы и объединения) средства массовой информации; политические принципы и нормы, политическая сознательность и культура.
Политические отношения. Они формируются в обществе относительно завоевания и осуществления политической власти. Это - межклассовые, внутриклассовые, межнациональные и межгосударственные отношения; вертикальные отношения в процессе осуществления власти между политическими организациями (государством, партиями, трудовыми коллективами) отношения между политическими организациями и учреждениями (администрацией, институтами).
Из политических отношений вырастает политическая организация общества, охватывая его стабильные политические организации и учреждения, которые осуществляют политическую власть, их разделяют на три вида: собственно политические организации (государство, политические партии, политические движения) политизированные организации (народные движения, профсоюзы) неполитические организации (объединения по интересам).
Политическая организация общества. Определяющим элементом политической организации общества, ее ядром является государство со всеми его составляющими: законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, вооруженными силами. Будучи главным институтом политической системы, государство осуществляет управление обществом, охраняет его экономическую, социальную и культурную сферы. Взаимосвязь между различными уровнями и ветвями государственной власти, между государством и гражданским обществом осуществляют политические партии - определенные группы людей, которых объединяют общие цели и интересы. Главным назначением партий является достижение государственной власти; овладение аппаратом управления для реализации социальных интересов, которые они представляют, участие в разработке политического курса страны и влияние на выдвижение и назначение государственных лидеров. Постепенно расширяется также влиятельность трудовых коллективов на функционирование политической организации общества.
Трудовые коллективы созданы для выполнения производственных задач, но при определенных условиях они могут стать и политическими субъектами. Это происходит, когда экономические методы решения вопросов становятся неэффективными и коллектив берет на себя политические функции. Для этого он должен быть способен принять самостоятельное политическое решение, иметь средства и возможности для его реализации.
Решающую роль в политической жизни общества играют общественные организации и движения, имеющие целью решения политических проблем, удовлетворения и защита потребностей и интересов своих членов. Каждое из профессиональных, молодежных, творческих и других добровольных объединений имеет устав с четко определенными задачами в рамках действующих государственных законов.
Средства массовой информации. Они являются активным и самостоятельным элементом политической системы общества и в демократических странах играют роль четвертой власти. Средства массовой информации - это разветвленная сеть учреждений, занимающихся сбором, обработкой и распространением информации. Они влияют на регулятивно-управленческую деятельность всех звеньев управления, способствующих реализации целей политики, пропагандирующие выработаны политические и правовые нормы. Средства массовой информации пытаются освободиться из-под государственного и политического диктата, но их независимость не обеспечивает нейтральности. Интересы определенных социальных сил всегда доминируют в изложении СМИ.
Политические принципы и нормы, их назначение состоит в формировании политического поведения и сознания соответствии с целями и задачами политической системы. Закрепленные в Конституции, законах, кодексах, законодательных актах политические принципы и нормы регулируют политические отношения, определяют разрешено и не разрешено с точки зрения укрепления правящего режима.
Политическое сознание и политическая культура. Будучи важными элементами политической системы, они формируются под влиянием социальной и политической практики. Политическое сознание предстает как совокупность политических идей, представлений, традиций, отраженных в политических документах, правовых нормах, как часть общественного сознания, а политическая культура как совокупность представлений о различных аспектах политической жизни (см. раздел 4, тема 4.1).
Политическая культура способствует формированию отношения человека к окружающей среде, в главных целей и содержания политики государства. Значимость политической культуры определяется ее интегративной роли, которая предусматривает содействие единению всех слоев населения, создание широкой социальной базы для поддержки системы власти, политической системы в целом.

1.png