Социально-этнические общности: народ, этнос, нация

Национальная проблема существовала всегда. А угнетение и эксплуатация одних народов другими и освободительная борьба свойственны были еще рабовладельческом строю и продолжались в эпоху феодализма. Однако остро национальный вопрос встал в период разложения феодализма и утверждения капитализма, когда происходило становление наций. До проблема этнонациональных отношений является одной из ведущих в сложной гамме социально-политических отношений.
При выяснении сущности этнонациональных отношений чаще всего употребляют понятия, связанные с их развитием: «народ», «нация», «этнос». Нередко их трактуют как синонимы, хотя они имеют существенные различия. Так, этно-логически «народ» и «нация» - идентичные понятия, определяющие биологическое происхождение группы людей, но в социально-политическом аспекте они не являются тождественными.
Народ - биологическая единство, группа, объединенная кровными, биологическими связями.
Схематично диалектику его формирования можно смо-моделировать следующим образом: из семьи выросла семья, из семьи - род, род превратился в племя, племя - на народ. Вследствие длительного сосуществования племена смешивались. Ученые доказали, например, что французский народ - следствие смешения римлян, кельтов и германцев; украинский - славянских и тюркских племен Киевской Руси; благодаря смешению славян, угро-финских племен, гуннов, монголов и татар возник русский (московский) народ . Но сущность народа не исчерпывается биологическим происхождением, поскольку он живет в определенном пространстве. Само пространство как место постоянной оседлости народа является очень важным фактором его существования. Люди издавна были связаны природой, пространством, который для них был близким, родным, а всякий другой - чужим. Коллективными усилиями народа облаштовувалася определенная территория. Рождалось понятие «родина». К этому присоединился еще один важный компонент - язык. С ее помощью люди общались между собой, благодаря ей начиналось духовную жизнь народа. Каждое социальное явление - это явление народное: народная культура, народное искусство, народная религия и т.д..
Если народы существовали с давних времен, то нации выкристаллизовались лишь в XVII-XVIII вв. (Немцы стали нацией XIX в.). В отличие от народа, нация не является творением природы, а рождается исторически. Конечно, сложно установить, когда народ исторически становится нацией. Процесс перерастания народа в нацию - это медленная кристаллизация национального сознания, сохранение своего этноса перед сокрушительными силами извне. Итак, нация формируется из этноса.
Этнос - устойчивая совокупность людей, которая принадлежит к определенному народу, проживающему на территории или в составе другого народа и сохраняет свою культуру, быт, языковые и психологические особенности. Этнос формируется преимущественно на основе единства территории и экономической жизни, но в процессе исторического развития многие этносы теряют общность территории. Например, украинская живут сейчас во многих странах ближнего и дальнего зарубежья. Там они образуют этнические группы (национальные меньшинства), принадлежащих к единой нации определенной страны.
Итак, нация образуется на основе определенного этноса, к которому присоединяются представители других этносов, живущих на определенной территории и связаны между собой определенным типом социально-экономических отношений. Так, во Франции живут французы, британцы, фламандцы, немцы, баски, корсиканцы, в Англии - англичане, шотландцы, ирландцы, валлийцы. Все они отдельно «народы-этносы». А все вместе являются представителями французского или английского (государственной) нации, поскольку нация - это совокупность граждан страны. Но четко этот процесс прослеживается на примере современных СЕЛА, где иммигрантов различного этнического и расового происхождения сформирована единую американскую нацию. В каждой из названных стран живут также украинская, которые, с позиции этих государств, - американцы, англичане, французы украинского происхождения, хотя субъективно (этнически) эти люди считают себя представителями украинской нации.
Итак, существуют два понятия нации. Первое: это нация-государство, с этносом не имеет ничего общего. Второе: нация как народ, этнос, который перерос в нацию. В первом случае к нации относятся все, кто является гражданами государства (а не только граждане, которые составляют этническое большинство). Во втором - к нации принадлежат только все родственные с определенным этносом (так, к украинской нации принадлежат только украинской, но никогда - поляки, евреи, немцы, даже если они были гражданами Украины). Итак, нация-этнос может существовать в своем государстве, может быть разбросанной по разным государствам (диаспора) или жить в чужой национальном государстве. Например, к немецкой нации-этноса относятся немцы из Германии, Австрии, Швейцарии, России, Украины. В еврейской - евреи во всем мире.
В современных условиях вершиной развития социально-этнической общности является нация. В определении нации и до сих пор распространено сталинское толкование: общность людей, имеющая общие язык, территорию, культуру, единство экономических, социально-политических и духовных интересов. Однако многие политологи утверждают, что речь, территория, хозяйственные связи и культура являются не признаками нации, а благоприятный-
ным условиям ее формирования и развития. А этнос становится нацией только тогда, когда у него возникает стойкая потребность в политическом, культурном, экономическом, психологическом самоопределении.
Нация - политическое, государственно организованный народ.
Подобные взгляды на сущность нации высказывал Н. Бердяев, утверждая, что бытие нации не определяется и не исчерпывается ни языком, ни религией, ни территорией, ни государственным суверенитетом, хотя эти признаки и существенные для национальной жизни. Правы те, кто определяет нацию как единство исторической судьбы. Осознание этого единства является национальным сознанием. Нация - вечно живой субъект исторического процесса. Государственность, по мнению Бердяева, не является признаком нации. Но любая нация стремится образовать свое государство, укрепить ее. Это - здоровый инстинкт нации.
Национальная идея - своеобразный путеводитель для нации. И. Франко отмечал смысле практической политической деятельности в деле реализации национальных идеалов. «Всякий идеал, - подчеркивал он, - это синтеза желаний, потребностей и борьбы ... Такие идеалы могут возникать, могут зажигать сердца широких кругов людей, вести людей сих наибольших усилий, до тяжелейших жертв, придавать им силы в страшных муках и страданиях ... Для Украинской таким идеалом должна стать самостоятельная независимая Украина ». М. Грушевский считал, что стержнем украинской идеи было признание неотъемлемого права украинского народа на самоопределение и поиск его оптимальных форм. «Наш край большой и богатый, один из лучших краев в мире, созданный для развития крупной экономически сильного государства. Украинский народ полон большой жизненной силы, энергии, способный, выносливый, высоко способен к организации, к общественной солидарности ».
По тоталитаризма сложился негативный стереотип украинской национальной идеи. В течение семи десятилетий национальную идею официально признавали реакционной, нации разделяли на «буржуазные» и «социалистические», национализм квалифицировали как «буржуазный», а, следовательно, реакционный. Национальную идею провозглашали несовместимой с интернационализмом, фактически был политикой русификации. Долгое время в теории и на практике предпочитали интернациональном перед национальным, уничтожение национального гнета связывали с развертыванием мировой революции, которое предусматривало реализацию установки К. Маркса: «Вместе с антагонизмом классов упадет и антагонизм наций». Однако мировой опыт свидетельствует, что приемлемой концепция интернационализма может быть при условии, если она основывается на признании национальных ценностей и интересов каждого народа, их диалектического синтеза с национальными. Итак, сущность интернационализма заключается не в подчинении национальных интересов интернациональным, а в их согласовании.
В тесной связи с национальной идеей находится проблема национализма, которую изучают специальные науки: этнополитология и этносоциология. Они рассматривают национализм не только как негативное явление, а как естественное закономерное движение народа на защиту и утверждение собственной самобытности. В этом смысле национализм является основополагающим политическим принципом государственного устройства большинства стран мира. Поэтому с национализмом как принципу политического устройства не стоит бороться, поскольку такая борьба бесперспективна.
Любое государство допускает ошибку, отрицая национальную идею, свой идеал или не придавая им должного значения. В современных исторчиних условий для Украины в социально-национальном смысле чрезвычайно важны следующие задачи:
- Выработка форм и средств стимулирования политической активности украинского народа, содействие духовному обновлению общества;
- Осуществление глубинных процессов государственного, утверждение и распространение в украинском обществе авторитета и популярности государственной идеи;
- Выработка целостной системы ценностных ориентаций общества.
Национальная идея, с одной стороны, должно направлять нацию на самоопределение, а с другой - оставить ее в пределах общечеловеческой общности, утверждать в жизни общечеловеческие ценности, бороться за социальную справедливость.
Национализм существует и как идеология, означая фанатичную любовь к своей нации-этноса, соединенную с пренебрежительными чувствами к другим национальностям, что является явлением отрицательным и реакционным. Когда национализм перерастает в государственную идеологию и политику, то это - нацизм, фашизм.
Национализм - явление многогранное и многоликое. Он имеет как положительные, так и негативные аспекты. К положительным относятся национальное самосознание, национальная гордость, национальный позор (что позволяет самоочищаться), стремление к национальному саморазвития, равноправия. К негативным - признание национальной исключительности, противопоставление другим нациям, стремление обеспечить преимущества своей нации за счет интересов других народов, национальный нигилизм, поиск виновных в жизненных трудностях.

12.png