Человек как субъект политики и основные параметры ее деятельности

В демократическом обществе политика осуществляется людьми для людей. Поэтому активное участие личности в политической жизни, роль человека как субъекта политики имеет большое значение.
Политическая деятельность индивидов может осуществляться как политическое участие (участие граждан в политической жизни общества) и как политическое функционирование.
Политическое функционирование - обеспечение участия политических институтов (государственных учреждений, политических партий, общественных организаций) в управлении общими делами.
Совокупно они означают профессиональную политическую деятельность, аппаратную работу, руководство общественным образованием. Американский социолог X. Макклоски, например, определяет политическое участие как «добровольную деятельность, благодаря которой члены общества участвуют в выборе правителей и, прямо или косвенно, в формировании государственной политики». Благодаря политической участия, во-первых, создаются условия для наиболее полного раскрытия потенциала личности, что является необходимой предпосылкой эффективного решения общественных задач. Во-вторых, политическое участие способствует установлению тесной взаимосвязи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих ских структур со стороны народа.
Объективные характеристики политической деятельности и субъективное восприятие политики человеком, его понимание
собственной роли в ней служат основанием для выделения нескольких уровней и типов участия:
- Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, поступающие из политической или с ее институтов, не связана с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике;
- Деятельность, связанная с делегированием полномочий, участие в выборах (местных или государственного уровня), референдумах и т.д.;
- Участие в деятельности политических и общественных организаций - партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических объединений и т.д.;
- Выполнение политических функций в рамках государственных институтов, в т.ч. со средствами массовой информации.
- Профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность;
- Участие в позаинституциональних политических движениях и акциях, направленных на коренную перестройку существующей политической системы.
Приведенные выше типы участия в политической деятельности не являются равнозначными ни в количественном, ни в качественном отношениях. Некоторые из них представлены единичными акциями, другие хорошо развиты и серьезно влияют на ход событий. Польские исследователи различают следующие уровни участия в политике:
- Рядовой член общества и гражданин с минимальным политическим влиянием (вплоть до аполитичности), который имеет статус объекта политики;
- Гражданин, который является членом общественной организации, общественного движения или нескольких организаций, косвенно вовлеченных в сферу политической практики (решений, действий), если это вытекает из его роли как рядового члена организации, с его организационного и идейного связи со всей организацией, движением;
- Гражданин, который является членом организации, имеющей ярко выраженный политический характер (например, политической партии), целенаправленно или же по собственной воле вовлечен в политическую жизнь, по крайней мере в том объеме, в котором это отражается во внутренней жизни этой организации (максимальная сфера его участия определяется соотношением между его попытками, интересами и возможностями, вытекающими из общественной значимости данной организации и конкретной роли, которую он в ней играет) общественный (прежде политический) деятель; - профессиональный политик, для которого специальности, источником средств для существования, единственным или даже главным занятием и одновременно смыслом жизни является политическая деятельность; политический лидер (организационный, идейный, формальный или неформальный), который функционирует как авторитет, последняя инстанция.
Такое распределение людей несколько условный. Главное, что следует из приведенной системы уровней включения, это тот факт, что пребывание в каждом из степеней вовлеченности в политику требует от людей как разных политических качеств, так и разной степени подготовки.
Интересную типологию политического участия разработал американский социолог Л. Милбретом, предложив своеобразную шкалу «повышение» участия в политических процессах:
- Демонстрация плакатов и афиш, оформление политических стендов, эпизодическое участие в политических дискуссиях (учебная деятельность);
- Участие в политических собраниях или митингах, поддержка денежными пожертвованиями, контакты с официальными лицами или политическими лидерами (промежуточная деятельность);
- Руководство государственными или партийными учреждениями, обеспечение партийных фондов, участие в закрытых или таких, что вырабатывают стратегию, заседаниях; постоянное участие в проведении политических кампаний и выборов (активная деятельность).
Различают также индивидуальную и коллективную, добровольную и принудительную, активную и пассивную, традиционную и альтернативную, революционную и охранную политическое участие.
Разграничение основных форм участия лица в политическом процессе, различные варианты ее типологии имеют большое значение для конкретного анализа особенностей практики политической социализации в определенной стране (в частности нашей), понимание актуализации внутришньоосо-личностного уровня процесса вхождения человека в политику.
Активное вовлечение личности в политический процесс требует определенных предпосылок: материальных, социально-культурных и политико-правовых. Кроме того, политическое участие лица, форму этого участия обусловливают политическая система, социальная среда, политические и неполитические факторы процесса политической социализации, о чем уже говорилось. Однако ограничиваться этим нельзя. Если исходить из того, что человек - существо биосоциальное и соответственно в структуре личности выделяют социальный и природный компоненты, то следует отметить, что на деятельность конкретного лица в политике, на ее политическое поведение в целом влияют мировоззрение, политическое сознание и политическая культура личности, ее собственные цели, ценности, стереотипы, установки, мотивы, интересы и потребности.
Следует помнить, что психологические и биологические элементы (мышление, темперамент, воля, память, состояние физического и психического здоровья, пол, возраст и т.д.) также оказывают влияние на политическое поведение человека.
Сейчас прослеживается тенденция, связанная с ростом политической иммобильности, индифферентности людей, состоянием политического отчуждения или аномии.
Политическое отчуждение - процесс, который характеризуется восприятием политики государства, власти как посторонних, чужих сил, которые господствуют над человеком, подавляют его.
Отчуждение человека от политики сводит последнюю в ранг враждебной силы. Политическое отчуждение в немощи индивида влиять на ход политических событий, ощущении изоляции, в восприятии индивидом социальных и политических институтов, установленных ими норм, как враждебных интересам человека.
Отчуждение может быть следствием влияния объективных условий политической жизни, политической системы, политического режима. Оно связано со структурными отношениями господства и подчинения, присвоения и эксплуатации, власти и контроля в обществе. Политическое отчуждение обусловлено и такими причинами, как потеря социальных идеалов, разочарование в любых властных структурах, психологическая усталость от бесконечного потока политической демагогии, непродуманных решений и откровенно циничной лжи. Современную политическую апатию можно рассматривать и с точки зрения стремления человека к самовидгородження от политики. Одним из факторов такого отношения есть ограничения, которые власти накладывает на свободу слова и выражения личных взглядов. Существуют и другие причины. На индивида может влиять слабая политическая активность других членов общества. Он может принадлежать к группе, где политическая апатия является позитивной модели поведения. Существенно сказывается на политическом поведении и осознание политической эффективности. То есть имеется в виду личное ощущение индивида, связано с реальным влиянием на политический процесс, на основе чего человек задается вопросом: а есть ли смысл выполнять свои гражданские обязанности? Проявлениями отчуждения является конформизм, социальная апатия, абсентеизм, отсутствие интереса к политическим знаниям, событий, отказ от выполнения гражданского долга как форма протеста против политики, власти, ее лидеров.
Высокий уровень аномии характерно для периода разрушения старой социальной системы. Непременной предпосылкой прогрессивных изменений в этом отношении изменения объективных условий (материальных, социально-культурных, политико-правовых) и сдвиг в сознании граждан, которые происходят постепенно, спонтанно, а также под целенаправленным государственным образовательным и воспитательным воздействием.
Образованное гражданство, которому свойственно чувство собственного достоинства, знание своих прав и обязанностей, согласие и умение придерживаться, является непременной основой формирования демократического и богатого общества.

4.png