Политическая жизнь как олицетворение многообразия политических процессов

Политическая жизнь общества характеризуется многообразием политических процессов, которые раскрывают направленность политической деятельности социальных субъектов.
Политический процесс - последовательность событий, обусловленных определенными обстоятельствами; совокупность последовательных действий для достижения результата.
Политическое событие - конкретная, относительно ограниченная взаимодействие групп людей с политической властью с целью воздействия на нее ради удовлетворения собственных требований и пожеланий.
Политические обстоятельства - условия политического функционирования и развития общества, которые выражаются в соотношении политических сил по овладению, содержание и использование политической власти.
В политическом процессе различают субъективный (мотивационный) аспект - деятельность индивидов и общественных групп и объективный аспект - глобальный результат этой деятельности.
Субъективный аспект деятельности людей составляют идеология, политическая доктрина, политическая программа, система ценностей и норм, которые люди разделяют, личные склонности и эмоции, знания ситуации, в которой люди реализуют свои цели. Следствием политической деятельности может быть изменение отношений: политической власти, общественных, межклассовых, межгрупповых, межнациональных и внутри этих сообществ.
Объективный аспект политической деятельности часто не отвечает стремлениям субъектов политического процесса, потому что рядом с ожидаемыми результатами могут быть и неожиданные, что затрудняет его прогнозирования.
Политический процесс осуществляется через различные коммуникации, каналы связи, взаимодействия. Это можно проследить на примере сопоставления «входа» и «выхода» в политической системе. Если на «входе» существенным ввиду функционирования политической системы является влияние на нее различных политических сил, которые бы «загружают» ее, то на «выходе» в полной мере проявляет себя властно-управленческая направленность политической системы, ее роль регулятора в обществе.
Поскольку политический процесс деятельностью, он связан с определенными видами политической деятельности, а значит, по-разному проявляет себя административно-командной системы, различных форм демократии (представительной или прямой), за самоуправление. Важнейшее значение всегда имеет степень участия в политическом процессе как широких масс, так и каждого гражданина.
Политический процесс охватывает способы и стиль политической деятельности, формы и методы ее осуществления в рамках политических институтов, способы реализации имеющихся политических норм, а также различные виды политической деятельности: сбор, анализ и использование информации, принятие и осуществление решений, социальный контроль. В политическом процессе происходит реализация политических норм, подготовка и проведение дискуссий по политическим проблемам, отстаивание политических позиций с использованием различных средств и методов политической борьбы. Характерная его черта - тесная связь с политической властью, а участники - различные общественно-политические силы, партии, движения.
Политические процессы могут быть близкими между собой, противоречивыми и несовместимыми. У них возникают и проявляются негативные явления, порожденные недовольством людей политическими ожиданиями, что приводит к разочарованиям, политического охлаждения и отчуждения, потери политического доверия к власти, разделения и конфликтов. Политический спад при определенных условиях может перерасти в застой и кризис в политической жизни общества.
Политические конфликты и кризисы играют особую роль в политической жизни.
Политические конфликты - столкновение несовместимых, порой противоположных, интересов, действий, взглядов отдельных людей, политических партий, общественных организаций, этнических групп, наций, государств и их органов, военно-политических и политико-экономических организаций (блоков).
Политические конфликты могут быть внешне-и внутриполитическими. Внешнеполитические - это межгосударственные конфликты как вооруженные, так и невооруженное. Вооруженные конфликты представляют собой попытку противоборствующих сторон достичь своей цели с помощью военной силы. Они опасны вероятностью вовлечения новых сил, выхода из-под контроля. Межгосударственные конфликты без применения оружия - это дипломатическое противоборство, таможенные, финансовые, торговые и другие «войны», выражающие экономические и политические интересы государств. Внутриполитические конфликты - это конфликты внутри общества, государственной системы, политической партии или другой общественно-политической организации.
Политические конфликты имеют социальную основу, обусловлены разными интересами политических субъектов относительно политической власти, кадровой политики. Они возникают по многим причинам, в частности: при переходе к новым условиям жизнедеятельности общества (структурная перестройка экономики, становления новых экономических отношений) в условиях неопределенности, неопределенности в политической жизни; ухудшения экономической и экологической ситуации, снижение жизненного уровня, за военных авантюр, нарушение социальной справедливости, бюрократизма, силовых методов; огромных размеров коррупции в государственных органах и во всем обществе, за неконтролируемых размеров преступности.
Эффективное решение политических конфликтов возможно на основе взаимных уступок путем переговоров. Это пе-
редбачае выработки каждой из сторон позиции, которая определяет границы возможных уступок и характер возможных компенсаций за них. На основе выработанных позиций возможные непосредственный контакт между сторонами конфликта (их представителями, наделенными соответствующими полномочиями) или обращение к третьей стороне, которая осуществляет третейских функции. Неразрешенный конфликт всегда таит в себе возможность обострения. Вероятно, могут появляться и новые обстоятельства для решения конфликта, который затянулся, но тогда уровень возможных уступок и цена согласия будут другими.
Конфликт, который существует длительное время, вызывает кризис.
Политический кризис - фаза политического процесса, которая характеризуется нарушением политической стабильности в обществе, невозможностью эффективного функционирования политической системы, острый, тяжелый политическое состояние общества, государственно-правовой ситемы, партий.
Политический кризис ведет либо к новому этапу, новой ступени общественного развития, или к катастрофической ситуации, которая имеет свою логику - крах всего, что прогнило.
Частичными политическими кризисами в обществе является конституционная, парламентская, правительственная, внутрипартийная. Тяжелой является политический кризис общества. Пути выхода из нее разные и зависят от степени развития демократии в обществе, от желания и готовности сторон пойти на взаимные уступки с учетом их границ и характера, возможных компенсаций за них. Выход из политического кризиса предполагает осознание причин ее возникновения, формирования правительства, который пользовался бы доверием народа, консолидации масс вокруг программы выхода из сложного положения. По политического кризиса возможна ситуация, которая требует восстановления стабильности в обществе, предотвращения экстремистских действий, грубых нарушений правопорядка и законности. Правомерным тогда является внедрение согласно действующему законодательству особого (чрезвычайного) положения.
В современной политической практике при решении спорных общественно-политических проблем все чаще проявляется стремление сторон к политическому консенсусу - достижение общего согласия. Цель его - учет интересов всех сторон и достижения положительного результата. Основным условием консенсуса является признание чужих интересов как гарантии для осуществления интересов собственных. В этом заключается его гуманизм. Консенсусное решение является конструк-тивным, поскольку все силы тех, кто договаривается, будут направлены на его выполнение, а не на борьбу со своим противником. В основе консенсусной системы - направленность на достижение положительного результата. Когда речь идет о консенсусе, о возможности его достижения, необходимо учитывать состояние общества. При благоприятном обществе для достижения консенсуса не следует отвергать предложения другой стороны какой бы неприемлемой она не казалась, а заручиться согласием того, кто внес предложение на совместный поиск способов решения проблемы.
Важной задачей политической деятельности является обеспечение стабильности общественно-политической жизни.
Политическая стабильность - состояние динамического равновесия политических сил.
Она достигается благодаря интеграции общества на основе общих для всех граждан ценностей и норм, универсалистской правовой системы, расширение прав членов общества. Среди способов достижения политической стабильности - положительная интеграционная идея общественного развития; решения социально-экономических проблем определенных социальных групп населения или населения определенных регионов; решения территориальных и национальных конфликтов, подписания акта о национальном примирении, проведение «круглого стола» всех политических сил, установление моратория на забастовки и тому подобное.
Неотъемлемым компонентом, нормой демократического общества является политическая оппозиция.
Политическая оппозиция - легальная форма противостояния, противодействия определенной социальной или политической группы или партии официальном курсовые.
Она борется или власть, или влияние на нее, за симпатии избирателей. Оппозиция - это и группировки партий, парламентских фракций, которые противостоят правящим политическим силам. Всего она ограничивает монополию власти, является необходимым противовесом ей своеобразным контролем за ней со стороны общества, осуществляемым с помощью критики, гласности. Оппозиция стимулирует политическую деятельность власти в интересах всего общества.
Политическая оппозиция бывает конструктивной и деструктивной. Конструктивная критикует ошибки правящей партии, властных структур и предлагает эффективные решения, нередко сотрудничает с властями в общенациональных интересах. Деструктивная превращает критику власти в цель, в средство дискредитации власти, первых лиц государства, правящей партии, отказывается от сотрудничества с властью.
В политической жизни современного общества получил распространение популизм. В 90-х годах XIX ст. и в 20-х годах XX ст. в СЕЛА он был идейно-политической доктриной и политическим течением, в целом положительным явлением, поскольку акцент на ответственности за благосостояние народа. Сейчас практика популизма основном возникает в негативном аспекте.
Популизм - заигрывание определенных политиков иполггичних сил с массами, игра на хних трудностях и обещания чрезвычайных успехов в решении социально-экономических проблему случае прихода к власти.
Решения политических задач в обществе обеспечивается аппаратом государственного управления. Конечно, идеальная (веберовская) модель государственного механизма с «рациональной бюрократии» встречается нечасто. Но в принципе государственный механизм и государственные служащие (бюрократия) занимают ведущее место и играют решающую роль в осуществлении политических решений. Важными факторами содержание бюрократии под контролем и в пределах принадлежащего ему места и роли является парламентский строй и развитая многопартийность.
Итак, политическая жизнь современного общества является сложным, многогранным и организованным, в нем каждый субъект занимает свое место и имеет возможность для самовыражения.

4.png