Культура гражданства в современном мире

В общефилософском смысле культуру (лат. cultura - обработка, просвещение, развитие, почитание) определяют как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, возникает в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей с природой, между собой, с самими собой. Культура гражданства заключается в реализации гражданского сущности человека.
Гражданин является членом властно организованного общества. Признаком гражданственности, гражданской добродетелью является способность лица вежливо относиться к существующим в обществе норм, соблюдать их, признавать и уважать общественные авторитеты, выполнять обязанности перед обществом. Эту черту гражданской культуры еще называют законопослушностью.
Противоположным относительно законопослушности как признаки гражданства является анархистское отношение к государству, его установок и законов, необходимости их соблюдать; отрицание любой власти над человеком, непризнание никакого авторитета. Абсолютизация провозглашенной анархистской идеологии священности и неприкосновенности человеческой свободы приводит к правовому нигилизму, антисоциальных проявлений и гражданского вандализма; уродливого сочетания антигосударственного с антиобщественным.
Другим признаком гражданской культуры, культуры жизни обществом является лояльность. Лояльность (франц. loyal - верный, честный) - признание и доброжелательное отношение к действующим законам, установленной власти, согласие находиться в «правовом поле», соблюдать требования законов. Лояльность гражданина - это его способность к ограничению личной свободы через подчинение своей деятельности действующим законам государства. Поэтому культура гражданства определяется уровнем правосознания людей - их представлениями о том, что является законным, а что незаконным, знанием законов. Своеобразным воплощением этого аспекта гражданской культуры на отечественных просторах был общинный крестьянский быт, осуществляемый на основе общественного самоуправления. Взаимодействие людей между собой основана в нем на народном (обычном) праве, сила действия которого была тождественной силе юридических законов. Общинность, законопослушность, лояльность были первыми признаками гражданской культуры, которые формировались еще в античном государственной среде. Личность, индивид для античного государства были ничто. Только в государстве, согласно тогдашнему учению, человек становился человеком, только благодаря своей причастности к этой формы сожительства она, упражняясь в гражданских добродетелях, могла достичь совершенства.
Но законопослушность не может быть безграничной, полной (ведь бывают законы и неправовые), некритичной, превращаться в конформную послушание, холопство. Существенный признак культуры гражданства заключается в способности человека дистанцировать себя от того, что является «казенным», различать государственное (формальное) и непосредственно человеческое, ценить стоимости гражданского общества, сопротивляться посягательствам аппаратного бюрократизма на них; в отношениях с государством беречь собственное достоинство и уважать достоинство других.
Общества, нации различаются не только по общественно-политическим строем, техническими и производственными достижениями, уровнем жизни и богатства людей, но и за тем, насколько развита в нем личностная самосознание, какова потребность граждан в их собственных правах, свободах. Соответственно различают типы культуры гражданства, которые отличаются характером взаимодействия государства и гражданского общества, степени «проникновения» государства в обществе. А с культурой гражданства связано существование определенных политических режимов.
Культура тоталитаризма, например, является добровольным отказом от демократии. Тоталитарные политические порядки возникают там, где делят мир, людей на «наших» и «врагов», нетерпимо относятся к независимой мысли и некритично к собственной, отказываются от диалога с инакомыслящими, проявляют агрессивность во всем, что касается собственных симпатий и антипатий; где доминирует потребность или властвовать, или подчиняться. Поэтому чрезвычайно тяжелыми, а иногда бесплодными являются попытки установить демократический порядок в обществе, культура гражданства в котором далека от демократической. Там, где население безразлична к ценностям и нормам демократии, не владеет навыками пользования своими правами и свободами, борьбы за них, формируется приспособленчество в атмосферу вседозволенности, порождаемой тоталитаристского презрением человеческих прав.
По авторитарного режима определяющим признаком гражданской культуры является противоречие между ропотом на строгий, часто и неправовой закон, борьба за его изменение и необходимостью придерживаться его. «Dura lex, sed lex» (суров закон, но все же закон) - принцип авторитаризма и угловая идея соответствующего ему типа гражданской культуры. Авторитаризм осуществляет миссию гражданской социализации индивидов, формирует необходимую для демократического жизнь культуру соблюдения законов, не препятствуя структурированности общества, а следовательно, развертыванию легальных на конституционных принципах борьбы за принятие законов и удовлетворение интересов.
Образованное гражданство, которому свойственно развитое чувство собственного достоинства, знание своих прав и обязанностей, согласие и умение придерживаться, является предпосылкой установления демократического общества. Для этого недостаточно только получение прогрессивной и ответственной политической силой, только справедливых законов. Ведь соблюдать их следует рядовым гражданам. Поэтому от их отношения к существующему порядку, действующих правил и норм, от знания и признания этих норм и зависит действенность этих порядков, правил и норм, осуществление идеалов справедливости.
Чтобы отличить гражданство как формально-юридический статус лица, которое предоставляется ему после достижения соответствующего возраста или через натурализацию, от гражданства как состояния сознания, духовно-нравственной стоимости принимают еще понятие «гражданственность».
Гражданственность - мировоззренчески-психологическое состояние человека, характеризующееся ощущением себя гражданином конкретного государства, лояльным отношением к ее институтов и законов, чувством собственного достоинства в отношениях с представителями государства, знанием и уважением прав человека, добродетели гражданского общества, готовностью и умением добиваться соблюдения своих прав , требовать от государства выполнения его функций, ответственным отношением к своим обязанностям перед государством, патриотизмом.
Если гражданство предоставляется резолюцией официального учреждения и наступает с вручением соответствующего документа, то гражданственность трактуют как следствие длительного воспитательного воздействия, гражданской социализации личности - интегрирование ее в общественную жизнь на соответствующих основаниях (при демократии это - уважение прав, равноправия и взаимной ответственности). Она может сохраняться даже после потери формального гражданства. Признаками гражданской культуры демократического типа является законопослушное, лояльное и одновременно требовательное, критическое отношение к институтам власти и их установок, ценить своих интересов и позиций, способность защищать и реализовывать их.
Еще один аспект культуры гражданства связан с сущностью государства как территориальное организованного населения, государства-страны. В этом гражданство - это принадлежность лица к определенной стране, подданство. Следствием такой принадлежности является распространение на человека прав, предоставленных этим государством, и обязанностей, определенных ее законами. Гражданской добродетелью выступает патриотизм, уважение ее истории, способность переживать ее проблемами, судьбой соотечественников. Патриотизм является внеполитическую стоимости. Настоящий патриот уважает и любит свою родину не только за ее расцвета, но и в беде, когда властью обладают недостойные, по его мнению, люди. Патриот любит страну, а не государство или власть. Власть должна быть объектом уважительного, но критического и требовательного отношения, ей следует отдавать только должное - есть кесарево. Любовь к власти - холуйство. Гражданской добродетелью является любовь к отечеству при любой власти. Патриотичность считается признаком высокой культуры гражданина, пока она не превращается в надменный шовинизм, пока человек способен ценить такую ??же любовь к своей стране других людей, уважать их патриотические чувства, понимать, что у каждого есть своя родина.
Как члены гражданского общества люди соревнуются между собой за удовлетворение собственных стремлений, прибегая к политическим средствам, пытаясь овладеть государством или отдельными ее рычагами и использовать их в своих целях. Государственный аппарат для них - орудие удовлетворения личных интересов, объект воздействия, предмет политической борьбы. Именно в этой плоскости существования государства и граждан люди становятся участниками политического процесса и соответственно действуют.

7.png