Становление и утверждения института гражданства

Еще в первобытных времен людей разделяли на «своих» и «чужих». Члены одного рода-племени имели определенные права, в частности, право голоса при принятии совместных решений, право на тальйон (месть за совершенное против них преступление или на возмещение причиненного ущерба), на определенные роли, функции в племенном разделении труда и т.д.. На соплеменников возлагались и обязанности - соблюдать установленные обычаи, правила и тому подобное. Все это не касалось иностранцев.
Такое выделения «своих» и «чужих» со временем переросло в идею гражданства. Она сформировалась в греко-рим-ском полисе - гражданской общине, которая впоследствии превратилась в государство. Осознание себя членом гражданского коллектива, своих прав и обязательств, чувство гражданского долга, ответственности, сопричастности к жизни общины и к ее достижениям, зависимость от признания, отношение сограждан - все это было отражено в полисной идеи гражданства. Известный исследователь политической мысли С. Утченко считает гражданскую идею важнейшим достижением полиса, которым он обогатил человечество.
С течением времени понимание понятия «гражданин», признаков гражданства, связанных с ним прав, обязанностей, привилегий, способов их получения и лишения т.д. существенно изменилось. Но сама идея гражданства как политическая категория, морально-политическая, общечеловеческая ценность сохранилась доныне. Историческое значение понятий «гражданин» и «гражданство» в том, что благодаря им было предъявлено и закреплено представление о правах человека. Ведь именно обладание правами и делает гражданина гражданином.
От начал гражданство означало мере признания социальной значимости человека, его долучености в сообщество. В «демократическом» античном полисе всегда существовало различие гражданских прав: его население - это полноправные, неполноправные и бесправны. Среди полноправных граждан тоже существовала градация, например, на граждан от рождения (в римском полисе) и граждан, которые стали ими в соответствии с постановлением народного собрания («совершенные гражданами»).
После отмирания родовых структур главным элементом общественного строя в Афинах появилась семья, возглавляемая отцом - афинским гражданином. Прибывшие иностранцы, имевшие имущество, занятия и желали жить там, получали статус метеки (греч. metoikos - переселенцы, иностранцы). Они были свободными, пользовались определенным покровительством местных законов, но не имели политических прав. Для остального населения (незаконнорожденных, пленных, бездомных, эмигрантов) единственным средством вхождения в афинской, как и в римской, сообщества был статус раба. Раб принадлежал к составу семьи, вполне подчинялся воле ее председателя, власть которого была абсолютной относительно остальных ее членов. Кстати, статус метеки часто считался менее выгодным, чем раба: метеки неохотно брали на работу, потому что он был свободным и мог когда-либо покинуть ее. Единственная возможность привлечь человека к жизни полиса, подчинить ее требованиям социальной дисциплины - сделать рабом. Понятие «рабство» употреблялось здесь скорее для обозначения формы организации труда, а не как определение бесправия и угнетения.
В греческих полисах гражданином считали только того, у кого родители были гражданами. Чтобы быть гражданином Афин, надо было еще относиться к одной из десяти фил (греч. phyle - родовая единица, равная племени в Древней Греции, позже - территориальная единица в аттической государству), иметь земельную собственность в Аттике, жилье, освященное домашним божеством. Полис, по словам С. Ут-ченко, был единственно возможным и даже единственно мыслимым средоточием общественной жизни, прав, привилегий. Только тот, кто был со своего рождения вовлечен в полис, как правило, считался полноправным его членом, мог принимать более-менее значимое участие в гражданском (политическом) жизни.
Аристотель был одним из первых, кто попытался теоретически определить понятие «гражданин». Перед тем ему пришлось поразмыслить над следующими проблемами: почему гражданин демократического полиса не будет им в полисе олигархическому? Как расценивать гражданство, гражданские права, полученные по решению народного собрания? Почему понятие гражданства не может быть связано с местом жительства, если метеки и рабы живут вместе с гражданами? Почему гражданами не считают, несовершеннолетних юношей и стариков? Все же Аристотель определил, что гражданами можно и нужно считать тех, кто участвует в суде и народном собрании.
Определяющим признаком античного гражданства является отсутствие полного равноправия. Зная и ценя свои права, гражданин полиса не стремился к равенству и единообразия прав для всех, не считал ее справедливой. Граждане не признавали ни равенства происхождения, ни равенства имущества, ни самого понятия «равенство», не говоря уже о равенстве с рабами и «варварами».
Идея равенства в европейском сознании возникла вместе с христианским вероучением. Это было равенство перед Богом, признание всех людей членами общества независимо от происхождения, статуса, имущества и т.п.. Только одни из них являются «высшими», другие - «ниже». «Низшие» должны принадлежать «высшим», подчиняться им, а те - опекать и защищать своих подданных. «Высший» среди людей - монарх - подчиненный Богу, который заботится обо всех. В те времена человек должен принадлежать кому-то. Всех подданных считали «людьми царя», под его опекой, царь находился под опекой Бога. Каждый должен быть приписанным к определенному опекуна, хозяина или владыки. Кто не имел над собой владыки, оставался совершенно беззащитным.
Феодальное общество Западной Европы делилось на сюзеренов (франц. suzerain - верховный) - князей, герцогов - и их вассалов (лат. vassus - слуга). Сюзеренами были феодалы, крупные землевладельцы, которые имели всю полноту власти на территории, что им принадлежало. Верховным сюзереном был король. Вассалы - это малоимущие и неродовы-те феодалы, которые получали земельные владения от более могущественных феодалов - сеньоров (лат. senior - старший). Гражданином, носителем гражданской личности, по словам И. Канта, считали только того, кто вынужден добывать средства к существованию, служа кому-то другому, кроме государства. Вассал не имеет гражданской самостоятельности.
Клиентельно-иерархическая (лат. clientela - в Древнем Риме группа лиц, зависимых от патрона, покровителя) модель феодального общества породила характерный для Средневековья разновидность гражданства - подданство. Сначала это понятие означало принадлежность, подчиненность, подчинение господину, сюзерену; впоследствии приобрело значение принадлежности лица к определенному государству.
Буржуазные революции и либерально-демократические преобразования в странах Европы постепенно привели к отмене феодальных привилегий, сословного неравенства и зависимости, формально предоставили каждому индивиду равный правовой статус. Государство появилась институтом, который обеспечивает равные условия для реализации индивидами их прав, сделала правосубъектность граждан. В современных условиях гражданство трактуют как сложное социальное явление, которое включает в себя политические, экономические, юридические, нравственные аспекты.
Гражданство - правовая принадлежность лица государстве; постоянная правовая связь лица с государством, что проявляется в их взаимных правах и обязанностях.
Основными характеристиками гражданства являются:
- Принадлежность к определенному государству, обществу, нации (именно это имеют в виду, заявляя, например, «Я - украинская»);
- Подданство, подчиненность законам государства, действие которых распространяется на гражданина как на ее территории, так и за ее пределами; надиленисть лица обязанностями перед государством, в основном сводятся к уплате налогов, выполнения воинского долга, соблюдения законов;
- Владение соответствующими социальными, политическими и имущественными правами (право на государственное обеспечение и защиту, избирательное право, право на представительство интересов в органах государственной власти, свободу слова и ассоциаций, право на жилье, работу, образование, медицинскую и материальную помощь, на защиту безопасности и собственности и т.д.);
- Законопослушание - лояльное и одновременно требовательное отношение к органам и институтам государственной власти («гражданственность»);
- Почитание ценностей гражданского общества (свобода, свободные ассоциации, предпринимательство, неофициальность человеческих взаимоотношений)
- Правосубъектность лица, следующего за достижение человеком определенного возраста; к ней относятся совокупность возможностей, которые предоставляет человеку государство, способность и обязанность лица действовать в соответствии с законодательными требованиями, отвечать за последствия своих действий, выполнять обязанности перед государством ;
- Морально-психологическая характеристика личности, состояние самоосознания ею собственной причастности к определенному сообществу, ее культуры, принятие традиций и норм своего государства.
Существует два способа приобретения гражданства. Лицо может стать гражданином данной страны на основании факта его рождения или через предоставление ей гражданства - натурализацию.
При установлении гражданства по рождению применяют следующие принципы:
- Национальный (принцип «права крови»), когда гражданином определенного государства становится лицо, рожденный от его граждан, независимо от места рождения;
- Территориальный (принцип «права почвы»), когда гражданство определенного государства предоставляется лицу, родившийся на ее территории, независимо от гражданской принадлежности его родителей.
Гражданство через натурализацию приобретается лицом против ее воли, выраженной в соответствующем ходатайстве в адрес уполномоченных на то государственных органов. Натурализация требует выполнения необходимых условий, убедительного мотивации приобретения гражданства. Например, основанием для натурализации является политическое преследование лица на ее родине. В некоторых странах устанавливают иммиграционные квоты (ограничительные нормы).
Шдставою для приобретения гражданства является заключение брака, занятия определенной должности и т.д.. Все вопросы о предоставлении и лишении гражданства определяются конституцией и законодательством страны. Практика предоставления гражданства иностранцам называется государственной политикой иммиграции (лат. immigratio от immigro - вселяюся).
Утрата гражданства, как правило, наступает после выхода человека из юрисдикции своей страны, например, вследствие ее натурализации в другой стране. Совершение уголовных или политических преступлений может иметь своим следствием лишение гражданства по приговору суда. Вследствие утраты гражданства человек приобретает статус апатрида (греч. а - отрицание и patris - родина) - лица, не имеющего гражданства и подданства одной страны, но должна соблюдать законы страны, в которой находится. Апатриды не могут рассчитывать на защиту со стороны их прежней родины или какого-либо другого государства. Они, как правило, лишены избирательных прав.
С проблематикой гражданства непосредственно связаны интернирования и депортация.
Интернирование (франц. mterner - оселяты) - мотивированное задержание одним государством граждан Иншоиьдержавы, находящихся на ее территории, ограничение права их передвижения и некоторых других прав.
Депортация (лат. deportatio - изгнание, высылка) - принудительное выселение из места постоянного проживания, даже изгнание за пределы государства, лица или группы лиц, части населения, признанных правящим режимом как социальное опасны.
Людей, вынужденных покинуть места постоянного проживания из-за неблагоприятных обстоятельств, называют беженца-ми. Такие обстоятельства, как правило, является следствием общественных беспорядков, гражданских войн, массового террора против определенного слоя населения. Статус беженца предоставляет человеку право временного убежища на территории страны без получения гражданства, специального разрешения (вида) на проживание, право на получение определенной помощи и защиты со стороны страны пребывания.
Последствиями изменения людьми по месту жительства является эмиграция и диаспора.
Эмиграция (лат. emigratio - выселение, переселение) - это переселение с родины в другую страну; длительное пребывание граждан за пределами родины в результате переселения.
Диаспора (греч. diaspora - рассеяние) - рассеяние, расселение по разным странам народа, изгнанного обстоятельствами, завоевателями или даже собственной властью за пределы родины; совокупность выходцев из какой страны и их потомков, проживающих за ее пределами.
Человек может иметь статус единственного и двойного гражданства. Единое гражданство установлено в унитарных государствах. В государствах с федеративной формой устройства гражданство, как правило, является двойным. Лицо здесь является одновременно гражданином Союза и гражданином субъекта федерации. Двойное гражданство в федерациях следует отличать от понятия «бипатриды».
Бипатриды (греч. ЬИ - два и patris - родина) - лица, которые одновременно имеют гражданство двух или более государств.
Такое возможно, например, в случае рождения ребенка на территории, где установлен принцип «права почвы», или от родителей, являющихся гражданами государства, где действует принцип «права крови». Как правило, при этом перед гражданами и правительствами возникают проблемы относительно прав и обязанностей гражданина: должен ли он платить налоги, исполнять воинскую повинность, отбывать наказание за нарушение закона одновременно в обоих государствах, должен делать это избирательно, соблюдать законы по своему усмотрению ?
Приобретение гражданства означает получение установленных в этом государстве прав гражданина. Совокупность их определяется законодательством каждого государства отдельно. К ним относятся право на активную и пассивную участие в выборах (избирать и быть избранным), право на представительство интересов в органах государственной власти, свобода слова и ассоциаций, право на жилье, работу, образование, медицинскую и материальную помощь, на защиту безопасности и т.п..
Юридическое выражения и закрепления прав и свобод граждан осуществляется в законодательном порядке и в основном закрепляется в конституции, в которой, как правило, содержится специальный раздел, посвященный правовому положению гражданина. Распространенным в провозглашении прав и свобод граждан является ссылка на общую декларацию прав человека, согласно которой гражданская принадлежность к определенной стране, подданство или, наоборот, отсутствие гражданского статуса лица, ограниченность, неполнота его гражданских прав не дают никаких оснований для ограничения его прав человека.
В Украине основания приобретения и прекращения гражданства регулируются Конституцией Украины и Законом Украины «О гражданстве» (1991, с последующими изменениями и дополнениями). Согласно Основному Закону (ст. 4) в Украине существует единое гражданство. Согласно ст. 25 Конституции Украины, гражданин Украины не может быть лишен гражданства и права изменить гражданство. Гражданин Украины не может быть изгнан за пределы Украины или выдан другому государству. Украина гарантирует заботу и защиту своим гражданам, находящимся за ее пределами.

3.png