Понятие и особенности гражданского общества

Понятие «гражданское общество» по-разному толковали в общественных науках. Так, Ш. Монтескье, считая, что общество не может существовать без правительства, различал государство как союз граждан и государство как совокупность должностных лиц. Г. Спенсер соответствии с его органической теории общества сравнивал государство с биологической организмом, считал ее агрегатом органов управления, властвования. Его «аппаратная» идея позже была использована марксизмом.
Известно, что в первоначальном, государственному обществе существовали органы владычества, главный из которых - собрание взрослых родственников. Функции владычества еще не выделились в жизнедеятельности сообщества, община была одновременно источником и носителем власти. Постепенно происходила иерархизации (греч. hieros - священный и archia - власть - деление на высшие и низшие должности, чины; строгий порядок подчиненности низших по должности или чина человек выше) общественного управления, в результате чего рядовые общинники были отстранены от управления общиной. Народное собрание заменяются восходом военной дружины. Совета старейшин превращаются на все посолиднее и самостоятельные центры принятия властных решений, только часть из которых выносится на формальное утверждение собранием общины. Так постепенно отделилось общественное управление от общины. Осуществляли его отдельные институты, которым община была вполне подчиненной.
В дальнейшем благодаря христианскому вероучению стали различать государственную и частную сферы (Богу - Бо-ное, кесарю - кесарево). Выкристаллизовывается представление о гражданском обществе как средство ограничения государственной власти, сдерживание ее уверенного стремления к абсолюту, авторитарности. Формируется и само гражданское общество.
Внедрение в обиход понятие «гражданское общество» связано с идеей «естественных прав» человека, в XVII в. была основополагающей в формировании и распространении юридического сознания, политико-правовых концепций, прежде всего теории «общественного договора». Так, Г. Гроций и Спиноза «естественными правами» считали свободу убеждений и мнений, свободу владения и использования собственности, равенство людей между собой, их защищенность от произвола и т.п.. Различение гражданского общества и государства начал Ж.-Ж. Руссо в работе «Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми». Гражданское общество, по его мнению, возникло вследствие формирования частной собственности, а государство созданная из него на основании общественного договора. Д. Локк считал, что люди договорились учредить государство именно с целью надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности - ценностей гражданского общества.
Совокупность индивидов, неограниченное пользовались своими естественными правами, образовывала, по мнению сторонников договорной теории происхождения государства, общество в его «естественном состоянии» («status naturalis»). Это состояние полной свободы, приводит к «войне всех против всех». Но при таких условиях иметь «право на все», утверждал Гоббс, значит фактически не иметь права ни на что. Чтобы избежать угроз, которые непременно возникают в естественном состоянии общества, люди вынуждены были заменить его состояние гражданский ("status civilis»). Переход от естественного состояния к гражданскому позволяет подвергнуть регулированию законами и другими нормами не-упорядоченные отношения.
Согласно теории «общественного договора», люди заключают соглашение и создают государство, возникает над обществом, отчуждает и сосредоточивает в себе часть их естественных прав. Так возникает гражданское общество, которое, в отличие от природного, догосударственного, является состоянием, в котором существует государство. В конвенционных теориях государства (Дж. Локк, Вольтер, Руссо) гражданское состояние общества воспринимался как антипод естественного состояния, а власть - как производная отношений, царящих в гражданском обществе.
Концепция гражданского общества, понимание его как сферы человеческой свободы, которая находится за пределами государственной регламентации, является порождением либерального мировоззрения. «Отец либерализма» Дж. Локк считал, что государство призвано прежде защищать личную свободу и собственность, полученную трудом людей, она действует только в строго определенных пределах, выход за которые может привести к гражданскому неповиновению, люди должны иметь право противостоять произволу правительства, оказывать ему сопротивление и даже применять силу для его свержения, когда он направляет свою власть на завойовництво, узурпации, тиранию, или в случае его развала.
Исходя из признания самоценности и приоритетности спонтанного человеческой жизни по сравнению с управленческим воздействием на него, просветители XVIII ст. (Дж. Локк, Ш. Монтескье) провозглашали, что гражданская идея выше и значительнее, чем идея государственная. Гражданское общество и политическое государство различал Г.-В.-Ф. Гегель, который считал его опосредованным через труд системой потребностей, основанной на принципе господства частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Макиавелли, ПИ. Монтескье, Г.-В.-Ф. Гегель считали, что обще-ства должна быть объектом воздействия государства, которая может действовать совершенно самостоятельно. Политическая, государственная мудрость заключается в учете существующих в обществе отношений, мнений и обстоятельств. Классические взгляды на гражданское общество подготовили современное понимание этого феномена.
Гражданское общество - общество граждан с высоким уровнем экономических, социальных, политических, культурных и моральных качеств, которое совместно с государством образует развитые правовые отношения; общество равноправных граждан, которое не зависит от государства, но взаимодействующее с ним ради общего блага.
Формирование гражданского общества связано с утверждением буржуазного строя. Оно невозможно без существования правового государства, а только существование развитого, стабильного гражданского общества позволяет образования правового государства. Высокоразвитое гражданское общество являются основой стабильного демократического политического режима.
Нелиберальные (тоталитарное, авторитарное) общество целиком или преимущественно подчинено государству, которая регламентирует, централизует управление ими. Такой способ взаимодействия государства и общества называют этатизм (франц. etat - государство). Этатизм как политика - это распространение полномочий государства на все без исключения сферы жизни. Сущность его заключается в признании государства важнейшим и единственным фактором интеграции общества. В тоталитарных обществах сфера гражданского, гражданского сводится до минимально возможных размеров, но никогда не исчезает полностью.
Развитое гражданское общество предполагает существование демократического правового государства, которая призвана удовлетворять и защищать интересы и права граждан. Предпосылками гражданского общества рыночная экономика с присущей ей многообразием форм собственности множественность независимых политических сил и партий; недирективно формируемая общественное мнение; свободная личность с развитым чувством собственного достоинства.
Гражданское общество - не только отделена от государства общество, автономная сфера общественного бытия, которая не подлежит прямому контролю и регламентации со стороны власти, но и структурированное общество. Оно предусматривает свободу ассоциаций индивидов по интересам и предпочтениям. Отдельные слои населения образовывают свои группировки, добровольные объединения, призванные обеспечивать цивилизованные отношения с другими субъектами сожительства в обществе. Поэтому гражданское общество является определенным механизмом неформального социального партнерства, которое делает возможным осуществление и баланс существующих интересов.
Такое общество эмансипированных от государства, сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, защищенных законом от прямого вмешательства и регламентации со стороны органов государственной власти. Оно воплощается в частной жизни граждан, существование свободного рынка, беспрепятственном распространении духовных, религиозных, нравственных, национальных ценностей. Основой гражданского общества является жизнь индивидов как частных лиц, совокупность свободно установленных ими межличностных связей (семейных, общинных, экономических, культурных, религиозных и т.д.), разнообразие интересов, возможностей и способов их выражения и реализации.
Главные черты гражданского общества
- Отделена от государства структура общества, к которой относятся различные ассоциации, добровольные объединения людей;
- Адекватный свободным отношениям обмена общественный строй, политическая система, при которых государство является производной от гражданского общества и процессов в нем;
- Утверждение непосредственных и разнообразных интересов, возможность их выражения и осуществления;
- Возможность обеспечения подлинного, реальной жизни, в отличие от государства - сферы условного, формального жизни;
- Наличие рынка, свободной конкуренции, отношений обмена деятельностью и ее продуктами между независимыми владельцами;
- Непосредственное общение людей;
- Уважение гражданских прав, которые считаются выше государственные законы;
- Свобода личности;
- Плюрализм, совокупность всех неполитических отношений в обществе и разнообразной деятельности людей;
- Регулирование действий людей непосредственно самими же людьми, прежде всего через нормы морали.
Существование в гражданском обществе различных противоречивых интересов, которые оно не способно удовлетворить, вызвало к жизни государство как воплощение, реализацию всеобщего интереса, как институт, обязанностью которой является обеспечение и защита прав человека. В обществе реально функционирует собственность, способна реализоваться в правовом поле.
Если в гражданском обществе действия людей обусловлены их реальными потребностями и требованиями здравого смысла, то государство и исполнители его воли превыше всего ставят формальная сторона дела. Любое событие, значимое и стоимостную для лица (рождение, брак и т.д.), государство считает реальным фактом только после выполнения соответствующих формальных процедур, документального засвидетельствования (составление протокола, подписания акта).
Альтернативность признаков и ценностей государства и гражданского общества не означает их антагонистичности, а наоборот, приводит к их взаимной необходимости. Без государства невозможно гражданское общество, без гражданского общества невозможна полноценная правовое государство. Они являются взаимообусловленных аспектами одного цельного жизни человека, цивилизованного общественного бытия.
Уровень демократии в современном обществе во многом определяется существованием системы независимых от государства самоуправляющихся объединений суверенных индивидов и свободно установленных связей между ними - гражданского общества. Сложившееся на основе плюрализма, толерантности, либерализма (уважение прав и свобод человека), такое общество способно противостоять как етатистсь кем тенденциям со стороны государства, так и анархизма, добиваться оптимального общественного управления. Открытое соперничество общественных интересов инициирует политический процесс, способствует воплощению общесоциального интереса. Поэтому для демократизации общества, реформирования государства необходима не только эффективная законотворческая, политико-юридическая деятельность, но и формирование гражданского общества - структурированность общества, осознания людьми достоинствах их интересов, ценить своих и чужих прав, достоинства и свободы, уважения правил и процедур общественно-политической взаимодействия.

3.png