Политические учения эпохи раннего христианства и Средневековья

С I тысячелетия н.э. общественно-политическая мысль на Востоке и на Западе развивалась в основном благодаря стараниям представителей богословия. Ведь с экономическим, политическим, моральным, интеллектуальным упадком Греции и Рима земная государство представала как воплощение зла, беззакония, несправедливости, террора, эксплуатации, распущенности. Такая политическая реальность создала благоприятные условия для бурного развития христианства.
Согласно его учению, человек - вершина творения Бога, носитель образа и подобия Божия, духовно-телесное существо, объединяющее материальное и духовное начала, вечная, бессмертная, рациональная, наделенный даром творчества, свободен как перед Богом, и перед дьяволом . Она отвечает за порядок в мире и в самой себе. Но грехопадение Адама и Евы, грехи их потомков нарушили первоначальную богоподобие, невинность, и человек стал носителем греховности. Первым победителем греховной силы стал Иисус Христос принес новое учение, взял на себя грехи мира и спас человечество. Однако страдания в христианстве - не самоцель, а сила в борьбе со злом в себе и вокруг себя. Назначение человека - не аскетичность, а самосовершенствование, законопослушность, исполнение заповедей Божиих и покорности церкви. Христианство исходило из идеи свободы и равенства людей, призвал к проявлению доброй воли, взаимного прощения, любви и справедливости независимо от званий, сословий, титулов, богатства и возраста.
Если в течение первых трех веков римские императоры беспощадно уничтожали сторонников и последователей христианства, то в 313 г., при царе Константине Великом, он был провозглашен господствующей религией в империи.
Хотя римские императоры считали себя наместниками Бога на земле, неограниченными никакими законами, церковь все больше стремилась утвердить в общественной жизни превосходство духовной власти над светской. Епископ Аврелий Августин (354-430) в работе «О граде Божием» выступал за верховенство церкви в политической жизни. Государство, по его мнению, - совокупность людей, объединенных общественными связями, ее усилия должны направляться не только на удовлетворение земных потребностей, но и на уничтожение врагов церкви, предупреждения преступления против Бога. Чрезмерное насилие нежелательное, но необходимое; рабство противоречит природе человека, но установлено Богом в наказание за грехи свобода воли приятная, но выражается только в склонности индивида к порочных действий; государственная власть ничем не отличается от шайки разбойников, но политическую оппозицию надо решительно искоренять.
Оправданием феодального строя, что проявилось в формуле «церковь - солнце, государство - месяц», обозначены общественно-политические теории схоластов, считавших, что человек вообще (как родовое обобщение) не существует, реальны лишь отдельные лица. Англичанин Ансельм Кентерберийский (IX в.) - Отец схоластики - используя постулаты логики, доказывал необходимость воплощения Бога в человеке. Француз Иоанн Солсберийский (XII в.) Высоко оценивал роль римского права в воспитании человека, оправдывал тираноборстве. Итальянец Йоахим Флорского (XII в.) Осуждал насилие, которое навсегда победит дух свободы, любви и мира. Немец Альберт Великий (XIII в.) Превыше всего ставил совесть человека, благодаря которой она воплощает универсальные принципы морального поведения.
Заметная фигура этого периода - Фома Аквинский (1224-1274), доминиканский теолог, автор трудов «Сумма против язычников» и «Сумма теологии». Личность он рассматривает как высшее из творений разумной природы. Если интеллект у Бога - сущность, то интеллект у человека - потенция сущности. Отрицая августинианства (приоритет интуиции), оставаясь на позициях религиозного догматизма, обращался к разуму, здравому смыслу человека. Вместе делил людей на высший класс - правителей, средний - воинов, судей, чиновников, ученых, священников и дворян, ниже - наемников, ремесленников, «грязный народ». Естественные законы, которые одновременно определяют и нравственные нормы, по его мнению, уступают и подчиняются законам вечным, божественному разуму, но не противоречащих ему. Человеческие законы (право народов и позитивное право) могут расходиться с естественными, а божественные, отражены в Священном Писании, исправляют несовершенство человеческих законов. Цель государственной власти - обеспечить благо общественного существа - человека. Идеал формы государственного правления - власть одного (монархия). Фома Аквинский обосновывает право народа на свержение тирана, который нарушает принципы справедливости. Церковь должна господствовать над обществом, духовная власть - над светской. Еретики подлежат смертной казни, а монахи-доминиканцы превращаются в «собак Господа». Аквинский теоретически обосновал необходимость инквизиции и разработал учение о индульгенции.
Традиции классической схоластики продолжали впоследствии монах-францисканец Уильям Оккам (1285-1349), французский схоласт Жан Буридан (1300-1358).
Предвестником свободы совести и права народа на законодательную власть стал в XIV в. итальянский мыслитель Марсилий Падуанский (1280-1343), который считал, что Евангелие - не закон, а учение, и потому в вере не может быть принуждения, она - дело совести человека. Он первым в средневековой политической мысли четко различал законодательную и исполнительную власти, развил идею общественного договора, народного суверенитета. Одновременно был сторонником сословной монархии, разделения общества на две сословные категории: 1) правящая категория - духовенство, администрация и военные, к компетенции которой относятся руководящие общественные функции, 2) подчинена категория - земледельцы, ремесленники и торговцы, которые должны заботиться только о личных интересах .
Государственный организм, на взгляд Марсилия, состоит из двух частей: физической, к которой принадлежат люди, и нематериальной - законов, которые довлеют над обществом. Римский папа не может претендовать на светскую власть. Новыми чертами обогатил политическую идеологию чешский мыслитель Ян Гус (1371-1415), который выступал против привилегий священнослужителей.
В XVI в. с началом упадка феодализма навязанный схоластикой аскетизм стал уступать культовые человека, его интересов и потребностей, а божественное - естественном, человеческом. Гуманизм тогда еще не был массовым, в основном он имел сторонников среди жителей городов, представителей интеллигенции, которые в ростках нового строя видели силу, способную освободить человека от средневекового аскетизма. Новая эпоха, вошедшая в историю под названием Возрождения (Ренессанса), символизировала прежде возрождения и широкое использование достижений античной цивилизации.
Гуманисты-итальянцы вслед за Франческо Петраркой (1304-1374) осуждали политический аскетизм, защищали идею всестороннего развития личности, отрицали тиранию. Леонардо Бруни создает теорию республиканизма - справедливого, по его мнению, устройства общества, что является главным условием реализации свободы воли как свободы личности. В XV в. политическую идеологию раннего гуманизма развивают другие итальянские мыслители, углубляя понятие свободы личности как гражданской свободы, как политического права избирать и быть избранным во властные структуры, как равенство граждан перед законом, как признание необходимости существования представительных органов, исполнительной системы и авторитетного суда.
Весомый вклад в политическую мысль сделал итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527), который в трактатах "Государь", "Рассуждения на И декаде Тита Ливия» противопоставил теологическом пониманию государственной власти юридическое мировоззрение. Считая силу основой права, определяя понятие «государство» как общий политическое состояние общества, Макиавелли утверждал, что человек воплощает в себе злобность, агрессивность, властолюбие, алчность, лживость, боязливость, малодушие, неблагодарность, предательство, лицемерие, ненависть, несдержанность и т.д.. Необходимость обуздания этих ее особенностей и вызвала к жизни государство. Отстаивая приоритет светской власти, остро критиковал духовенство, а дворянство призвал уничтожить совсем. Его идеал государственного устройства - сильная, жестко централизованная республика, где властвуют представители народа, молодой буржуазии и выборный глава государства, который, учитывая отрицательные качества человека, должен быть «лисой, чтобы видеть гадов, и львом, чтобы уничтожать волков». Для объединения общества правитель может использовать любые средства («цель оправдывает средства»), даже аморальность, нечестность, жестокость, устрашение, демагогию, клевета, коварство, хитрость, вероломство и т.д.. Только тогда республика будет мощной, оправдает свое назначение, когда правитель, отбросив законы и принципы морали, установит правовой авторитарную диктатуру «великого преобразователя». Государство, по мнению Макиавелли, - высшее проявление человеческого духа, а служение государству - содержание, цель и счастье человека.
Соблюдая и некоторые гуманистические идеи, он неоднократно указывал на полярность интересов бедных и богатых, высказывался о справедливом и совершенный государственный строй, который должен обеспечить политическую свободу человеку, демократическое городское самоуправление. Мечта Макиавелли - сильная республика, которая гарантирует своим гражданам не только расцвет свободы, но и равенство, привилегии, смягчения имущественных различий. Только свобода и равенство, по его мнению, способны развивать способности личности, воплощать в ней любовь к общему благу и гражданские добродетели.
Идеи всеобщей равенства людей, примитивного уравнительного коммунизма, обобществления имущества, ликвидации частной собственности защищали идеолог крестьянских масс в Германии Томас Мюнцер (1493-1525) и немецкие анабаптисты. Требования свободы мышления, свободы убеждений, свободы совести, равенства мирян и духовенства развивал знаменитый деятель Реформации в Германии, основатель одной из самых влиятельных течений в протестантизме Мартин Лютер (1483-1546). При этом он отрицал тезис о свободе воли, противопоставляя ее собственному лозунгу о рабстве воли. Жестоко полемизировал с ним основатель христи-• Славянского гуманизма Эразм Роттердамский (1469-1536) в работах «О свободе воли», «Похвала глупости», «Заместитель» и др.. Его идеалы - образованный и гуманный монархическая власть, свобода духа, самоуправляющиеся городские общины, здравый смысл, сдержанность, миролюбие, простота. В Англии идеи имущественного равенства людей, отмену частной собственности как причины их неравенства, уривняльного распределения, отрицание богатства и эксплуатации человека человеком, обязательности труда для всех, выборности органов власти, веротерпимости, свободы совести проповедовал гуманист и государственный деятель Томас Мор (1478 - 1535). Аналогичные взгляды на рубеже XVI-XVII вв. высказывал и итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639).
Во Франции после окончания Столетней войны в начале XVI ст. утвердился абсолютизм, который натолкнулся на сопротивление определенной части дворянства. А политическая идеология французского общества развивалась благодаря стараниям основном юристов. Один из них - основатель пуританства Жан Кальвин (1509-1564), который, систематизировав учение Лютера, ввел новую форму церковной организации, а провозглашенную его предшественником свободе совести поднял до уровня свободы от католицизма. Последователи Ка-львина во Франции - гугеноты - выступили как оппозиция королю и католической церкви. Начались религиозные войны, во время которых рождалась политическая идеология кальвинистов - монархомахи (греч. monarches - единовластие, mache - борьба). Исходя из идеи народного суверенитета и договорного происхождения власти, они обосновали право на сопротивление народов тиранам, право городских магистратов на отпор монарху-тирану. Одним из выразителей этих взглядов в XVI в. был правовед Франциск Готман, который доказывал, что с давних времен народ избирал и сбрасывал своих королей и именно ему принадлежит верховная власть. Идеи народного суверенитета, права народа на вооруженное восстание, несу-мисности тирании с естественной равенством и естественной свободой исповедовало много тогдашних мыслителей Франции.
Доктрину суверенитета использовали и для защиты королевского абсолютизма. Например, выдающийся французский мыслитель Жан Боден (1530-1596) считал, что общество формируется под влиянием среды, а государство - кровногосподарських союзов, т.е. семей. Сформировал учение о суверенитете, который не может быть «смешанным», потому принадлежит или королю, или аристократии, или народа. Это свободная от подчинения законам власть над гражданами и подданными. Суверен-мо-нарха не подлежит законам, которые выдает сам. Он обязан лишь уважать божественные, естественные законы, соблюдать неприкосновенности частной собственности. Демократия для Бодена ненавистна, но и тиранию он не принимал, признавая право народа на сопротивление тирану до его убийства. Имущественное неравенство людей таит в себе угрозу государственных переворотов, которым монарх-суверен должен предотвращать.

13.png