Политический менеджмент

Термин «менеджмент» (от англ. Management - управление, управление) в литературе рассматривается как процесс управления материальными и человеческими ресурсами в интересах их эффективного использования для достижения целей управления обществом, политической, экономической или социальной структурой, отдельными сообществами и т.п.. Иначе говоря, менеджмент - это совокупность влияния на определенных лиц и определенные органы с помощью особых инструментов и методов для достижения целей организации.
Современный менеджмент специалисты рассматривают как процесс непрерывных взаимосвязанных действий. Такие действия - планирование, организация, мотивация и контроль - получили название управленческих функций. Планирование состоит в формулировании целей объекта управления и способов их достижения. Оно дает возможность получить представление о существующем положении, направления необходимого и возможного развития, а также о наиболее эффективных способах достижения определенных целей.
Организация - это все, что касается организационного построения объекта управления, его внутренней структурной иерархии, конкретных задач, полномочий и ответственности подразделений или отдельных сотрудников.
Мотивацию используют для создания соответствующих материальных и моральных стимулов для обеспечения выполнения работниками своих обязанностей относительно объекта управления и общества в целом.
Контроль заключается в тщательной проверке выполнения определенных планов, соответствия их структуры целям организации и т. д. Результаты контроля используются для выработки новых управленческих решений и корректировки ранее одобренных организационных мероприятий.
Общие принципы делового (бизнес) менеджмента можно и нужно применять в политической деятельности с учетом ее специфики, от объектов и субъектов политики начиная и процессами принятия политических решений и определения последствий их реализации заканчивая. Политический менеджмент - это система управления политическими процессами; наука и искусство анализа тенденций политического развития, предвидение его последствий, выработка рекомендаций для политического руководства и обеспечение их реализации в политической практике.
Применение понятия политического менеджмента позволяет рассматривать на теоретико-концептуальном уровне процессы функционирования современной политики, управленческих систем, политических режимов, политических партий, политического сознания, предпринимать попытки по совершенствованию управления политико-экономическими процессами, направляя движение общества к цивилизованному политическому рынка; проектировать новый тип политики и управления, которому был бы присущ конструктивизм, компетентность, профессионализм, установка на гуманистические ценности.
Переход к рыночным отношениям в политической сфере требует подготовки высококвалифицированных политических и управленческих кадров для работы в центральных и местных органах власти, в политических партиях, общественных организациях и коммерческих структурах в качестве специалистов по политической имиджелогии, политических коммуникаций, политического лоббирования и т.п.. Специалисты этого профиля должны осуществлять экспертно-аналитическое и прогностическое обоснование организационно-политических и административно-управленческих решений, разрабатывать «сценарии» и применять политические технологии проведения различных политических акций и кампаний (выборы в центральные и местные органы власти, референдумы, массово-мобилизационные мероприятия) , осмысливать состояние политического развития общества.
Политический менеджмент как система управления политическими процессами включает: маркетинговый анализ конъюнктуры политического рынка и формирование соответствующего имиджа «политического товара» - организации, лидера, кандидата, политической платформы; политическое обеспечение бизнеса, изучение политических и социокультурных факторов, влияющих на деловую активность; связь с общественностью и профессиональное политическое лоббирование; овладения искусством работы с людьми и организациями, опираясь на моральные, этические, эстетические ценности данного общества.
Политический менеджмент тесно связан с процедурой принятия политического решения. Политическое решение в процессе формирования проходит следующие основные этапы: 1) анализ конкретной ситуации, требующей принятия решения, 2) разработка решения (проекта, программы), 3) утверждение результата разработки и принятия его к исполнению; 4) осуществление принятого решения, 5) изучение реальных последствий осуществления решения и возможности усиления его положительных последствий.
Необходимыми условиями принятия правильного политического решения является компетентность, информированность, знания общественного мнения. Содержание самого решения зависит от субъектов власти, средств массовой информации. Структура политического решения включает субъектов власти, экспертов, средства массовой информации.
Процедура принятия политического решения во многом зависит от характера политического режима. Авторитарные и тоталитарные режимы имеют особые правила принятия политических решений. Для них характерны авторитарно-бюрократическая технология и закрытый характер: решение принимает ограниченный круг лиц, без всестороннего анализа различной информации, кулуарно, без обсуждения с политической оппозицией (которая часто просто официально не существует), без учета общественного мнения.
Как свидетельствует исторический опыт, административно-командные методы управления могут быть достаточно эффективными при чрезвычайных условиях в экономике, производстве, во время острых экономических кризисов, войн, преодоление последствий природных и антропогенных катастроф и т.п.. Однако доминирование таких методов управления в обществе неизбежно порождает отождествление принудительной власти с властью политической; подавление творческого потенциала личности, коллектива, социальных групп; ограничение свободы выбора решений и деятельности; идеологизации всей общественной жизни, стремление подчинить посредством планирования все экономические и социальные процессы "единственно правильному »учению; тотальную зависимость личности от государства и т.д..
В отличие от тоталитарных и авторитарных режимов, демократические политические режимы имеют четко определенные процедурные правила принятия политических решений - зафиксированные в законах и нормах, по установившейся традиции публичных дебатов, согласования между различными группами, с учетом общественного мнения.
Не помешает, однако, напомнить, что, как показывает исторический опыт, абсолютизация любого метода, попытки использовать его всегда и во всех сферах жизни обречена на поражение. Одной из важнейших составляющих искусства политического руководства обществом является умение правильно выбирать подходящее конкретному историческому моменту соотношение, оптимальное сочетание различных методов, поскольку любая управленческая система предусматривает использование и тех, и тех элементов регулирования. Эффективность политического решения во многом зависит от теоретических основополагающих принципов. Исходным всегда должен быть принцип приоритетности политики в отношении экономики и духовной жизни общества. Вместе с тем политика как концентрированное выражение всех связей в обществе не только не исключает, а предполагает наличие причинно-следственной зависимости от экономики и духовной сферы жизни общества.
Эта зависимость проявляется в принципе «основного звена», который помогает субъекту политического управления различать управленческие задачи согласно их значимости, последовательности решения, роли в достижении цели, способов и времени реализации. Если же субъект не способен отличить существенное от несущественного, выделить звено первостепенное значение, тогда ему придется действовать наиболее сложным способом - искать правильного управленческого решения методом проб и ошибок.
Проследить механизм влияния основного звена на все остальные связи и процессы можно только за пользование засадным принципу обратной связи. Для принятия научно обоснованного управленческого решения всегда нужна подробная информация о состоянии субъекта политики и о среде, в котором он функционирует. На основании такой информации субъект управления и принимает управленческое решение. Принцип обратной связи указывает на нужное направление деятельности субъекта управления, поскольку основная идея обратной связи заключается в том, чтобы выяснить степень отклонения субъекта политики от желаемого состояния и исправить ситуацию с помощью соответствующего управленческого воздействия.
Поскольку процесс управления состоит из определенной совокупности действий, его субъект начинает с выбора целей деятельности и этапов ее достижения, то он руководствуется принципом сочетания конечной цели развития с текущими задачами, когда в решении текущих задач видят средство для достижения конечных результатов. Этот принцип предусматривает как гибкость в выборе средств достижения конечной цели, так и четкое определение такой цели. Соблюдение его позволяет, с одной стороны, предотвратить неоправданной погоне за успехом промежуточных результатов потери главного - конечной перспективы. А с другой - исключает «перескок» через те или иные необходимые промежуточные звенья, что сводит на нет усилия многих людей и препятствует тем самым достижению поставленной цели.
В процессе движения к цели субъект управления должен руководствоваться также принципом преемственности. С позиций этого принципа социальный прогресс - это ряд последовательных этапов, где каждый последующий опирается на достижения предыдущего, становится основой для высшего, совершенного. Этот основополагающий принцип не только вытекает из закономерной связи между старым и новым, но и отражает характер связи между ними. Становление нового происходит не из-за разрушения, полное отрицание предыдущего, а через его использования. Чтобы политическое управление было действительно эффективным, субъект должен рассматривать старое и новое в их диалектическом единстве.
Еще одним основополагающий принцип научного управления является надлежащее использование различных методов управления. Поскольку они обусловлены потребностями людей, первым шагом субъекта в определении целей развития становится познание этих методов. Итак, выбор направлений практической деятельности зависит не от личных замыслов политиков, а от человеческих потребностей. Потребности играют роль связующего звена между законами развития общества и деятельностью людей. Без осознания этого принципа человек не может быть настоящим политиком.
Использование этих основополагающих принципов позволяет повышения эффективности политической деятельности, обеспечение стабильности политических процессов. Кроме того, важными являются принципы консенсуса и компромисса. Они дают возможность найти адекватные политические решения, предотвратить конфликты, регулировать их, обеспечить равновесие между стабильностью и изменениями в политической системе.
Актуальной проблемой для современной Украины является становление отечественного парламентаризма, введение условиях парламентской демократии (традиций дебатов, цивилизованной оппозиции, разрешенного законами лоббизма, политической культуры противостояния
и др.)., борьба с нарушениями политической этики, коррупции, с пренебрежением законами и нормами морали, а также четкое разграничение полномочий различных ветвей власти как необходимого первоосновы своевременного и эффективного принятия имеющейся политической властью назревших политических решений.
При политического соперничества, когда предложения превышают спрос (количество партий претендующих на власть, несколько кандидатов - на один мандат депутата т.д.) средством организации политической деятельности и одновременно формой осуществления политического управления становится политический маркетинг.

14.png