Глобальные проблемы развития человечества и современное политическое мышление

Во второй половине ХХ века человечество встретило проблемы, от решения которых зависит дальнейшее социальный прогресс, судьба цивилизации. Эти проблемы получили название глобальных (от лат. Globus - земной шар). Отличительной особенностью этих проблем является их комплексность, системность и общий характер, обусловлены растущим единством современного мира, тенденциями к усилению взаимосвязи и взаимозависимости существующих экономических и политических структур.
Глобальные проблемы можно разделить на четыре основные группы. Это проблемы:
? Социально-политического характера: предотвращение ядерной войны; прекращение гонки вооружений; мирное решение региональных, межгосударственных и межнациональных конфликтов, строительство мира без насилия на принципе утверждения доверия в отношениях между народами, укрепление системы общей безопасности;
? Социально-экономического характера: преодоление экономической отсталости и связанных с ней нищеты и культурной отсталости, обеспечение эффективного производства и экономического роста стран, поиск способов решения энергетической, сырьевой и продовольственного кризиса; оптимизация демографической ситуации, особенно в странах развивающихся освоения в мирных целях околоземного пространства и Мирового океана;
? Социально-экологические, обусловленные дальнейшим ухудшением среды обитания людей. С особой остротой встает необходимость осуществления мер для улучшения атмосферы, гармоничного развития живой и неживой природы, рационального использования природного потенциала планеты;
? По правам человека, включая человеческое измерение общественного прогресса: соблюдение социальных, экономических и индивидуальных прав и свобод, ликвидация голода, эпидемических заболеваний, невежества; духовное развитие личности; преодоление отчуждения человека от природы, общества, государства, других людей в результате собственной жизнедеятельности.
Главное, однако, в перечне этих проблем, а в осмыслении причин их возникновения и определении эффективных путей и способов решения.
Размышляя над причинами глобальных проблем, ученые указывают, прежде всего, на всемирную общность людей, особенно проявилась в ХХ веке. Ее обеспечивают глубинные экономические связи, стали политические, культурные контакты, новые средства массовой коммуникации. В условиях, когда планета Земля становится единым домом человечества, многие противоречия, конфликтов, проблем выходят за локальные рамки и приобретают глобальный, общемировой характер.
Но дело не только в этом. Сейчас активно-преобразующую деятельность самого человека по мощи и последствиям - как творческими, так и разрушительными - можно сравнить с действием самых грозных сил природы. Выход из этого положения заключается в радикальном изменении характера производственной деятельности человека, его образа жизни и сознания. Научно-технический прогресс - это не только «переобременяет» для природы. Наиболее прогрессивные технологии создают возможность для внедрения экологически чистого производства, предотвращая его негативного влияния на окружающую среду. Пришло время изменить суть технологической цивилизации, придать ей природоохранного характера.
Современная наука рассматривает человека, человечество и окружающую среду как единую систему. Выдающийся ученый В. И. Вернадский писал, что человек вынужден будет сознательно взять на себя ответственность за развитие биосферы. Среда обитания людей, которым управляет научный разум, В. И. Вернадский называл ноосферой. Переход биосферы в ноосферу - качественно новый этап в эволюции общества, необходимое условие развития цивилизации.
Совершенно очевидно, что не решив этих проблем, человечество не преодолеет глубокого кризиса цивилизации, не обеспечит свое выживание и дальнейшее всестороннее прогресс. Не случайно, что именно в последние годы, осознав огромную угрозу человечеству, народы с помощью национально-государственных институтов, региональных и международных организаций стали активнее внедрять в практику глобальных взаимосвязей и взаимоотношений такие принципы, как демократизация, демилитаризация, гуманизация.
Эти принципы имеют универсальный характер. Демократизация международных отношений, в противовес тоталитарным и авторитарно-бюрократическим стереотипам в политике, превращается в непреодолимый движение современности, вступает геополитической формы развития человечества на пути к его социального и политического освобождения.
Сейчас практически ни один народ, ни государство не могут нормально развиваться в условиях автаркии, изоляции. Вследствие объективного развития современной цивилизации, мировой экономики, техники и технологии, информации и культуры все страны независимо от своего места в мировом сообществе привлечены к глобальной и региональной системы взаимосвязей и взаимоотношений. А это значит, что сейчас положение в каждой стране определяется во многом тем, насколько демократическая вся система международных отношений, насколько она обеспечивает любому народу подлинную независимость, суверенность, свободу социального и политического выбора, невмешательства извне, неприкосновенность территории, соблюдение существующих договоров и обязательств, уважение прав государства как члена ООН, других международных и региональных организаций.
Совершенно очевидно, что при растущей взаимозависимости обеспечить на практике такие гарантии каждому государству и народу может только по-настоящему демократическая система международных отношений. Вполне она еще не сложилась, в отношениях великих держав и малых стран еще не преодолен рецидивы имперских подходов, угрозы силой, блокадой, торгово-экономическими санкциями - вплоть до военной интервенции включительно. Все это подтверждает, что демократизация международных отношений не может быть локальной, избирательной, она должна быть интернациональным, всеобщим процессом.
Конечно, невозможно абсолютизировать мировые политические реалии безотносительно к тому, чем является в действительности субъекты международного права невозможно достичь полного демократического развития мирового политического процесса, когда в мире сохраняются недемократические режимы. Нужно отметить также, что международные отношения несмотря на всю важность имеют вторичный (по национально-государственных отношений и структур) характер.
Демократизация международных отношений, мирового политического процесса требует как необходимой предпосылки - демилитаризации. Разоружение - центральный пункт демилитаризации. Но этим демилитаризация не ограничивается. Она охватывает глобальную сферу международных отношений: ликвидацию военно-политических блоков; конверсию науки, а также невоенной промышленности, производящей военные заказы; увольнения государственных политических и управленческих структур, общественных институтов, образа жизни миллионов людей, их сознания от чрезмерного влияния военного элемента.
Демилитаризация, способствуя формированию мировой экономики, инфраструктуры, обеспечивающие переход от эпохи конфронтации к сотрудничеству народов и государств, одновременно создает условия для гуманизации международных отношений. Именно в мирное время, сбросив с себя бремя гонки вооружений (военные расходы государств в настоящее время достигли почти 1 трлн. В год) и реально гарантируя прочную общую безопасность, человечество способно выдвинуть на передний план мировой политики Человека с ее целями, интересами и потребностями .
Гуманизация международных и межгосударственных отношений означает, что политика проводится ради людей; что интересы человека, его права и свободы выше интересы и права государства; что не люди живут и работают ради государства, а, наоборот, государство должно существовать для людей, быть их оружием , средством, а не самоцелью и самоценностью. Носителем высшего суверенитета является народ; главный критерий деятельности любых государственных и общественных институтов - служение людям; высшая цель социального развития - свободная, неотчужденный личность, действенная система свободных общественных отношений. Гуманизм граждан, общества и всемирных международных отношений с вековой мечты человечества может превратиться в реальность только в течение длительного исторического процесса.
Внедрению в международные отношения принципов демократизации, демилитаризации и гуманизации должно активно содействовать современное политическое мышление. Оно зародилось во второй половине 40-х годов, когда крупные физики мира во главе с А. Эйнштейном осознали страшную угрозу, связанную с использованием ядерной энергии в военных целях. В 1946 году А. Эйнштейн предупреждал, что человечество идеологически не готово к техническому применения энергии атома. Такое применение требует нового мышления, принципиально иных подходов к взаимоотношениям государств и народов, к разработке новой системы всеобщей безопасности. если новое мышление не проникнет в массовое сознание, цивилизацию обречено на гибель.
Современное политическое мышление формировалось постепенно. Оно вобрало в себя глобалистские идеи международных неправительственных организаций, прогрессивные демократические идеи социал-демократии. В конце 80-х годов в СССР была разработана теоретическая концепция современного политического мышления. Она впервые разрушила «образ врага», вышла на арену мировой политики, стала влиять на международные контакты, массовое общественное сознание и на взгляды ведущих политических лидеров.
Назовем основные черты современного политического мышления.
1. Приоритет выживания человечества и идея приоритета общечеловеческих ценностей в мировой политике. До 1983 года советские и американские ученые подсчитали на ЭВМ последствия обмена ядерными ударами. То, что произойдет с планетой после такого обмена («напивзима»), означает гибель цивилизации, это научно доказано. Итак, «ядерная зима» не может быть средством для достижения политических, экономических, идеологических, вообще любых целей. Где же выход? ответ однозначен: человечество должно выжить, должна сохранить цивилизацию как таковую. А для этого необходимо, чтобы первое место в международной шкале приоритетов заняли общечеловеческие ценности в противовес классовым, национальным, религиозным, групповым и т.п.. Только сейчас, когда угроза общепланетарной катастрофы стала реальностью, идея приоритета общечеловеческих интересов и ценностей начала переходить в плоскость практической политики. Сегодня понятно: без реализации общечеловеческих интересов невозможен прогресс общества.
2. Концепция противоречивого, взаимосвязанного, целостного и ненасильственного мира. Глобальное сообщество развивается на базе закона интернационализации общественной жизни. Реализация этого закона требует преодоления конфронтации. Ни одно государство не может развиваться изолированно и автономно, не утруждая себя огромные потери. Становление взаимозависимого и целостного мира, несмотря на все противоречия, - необходимый и реальный процесс.
Будет ли этот мир ненасильственным, может определить только уровень общественного сознания. Насилие очень глубоко вошло в практику международных отношений. Но не умирает надежда на то, что ненасилие станет единственно правильной тактикой выживания человечества в ядерную эпоху. Ненасилие придет в души людей. Они, в конце концов, осознают: насилие, принуждение, террор несовместимы с миром чести, взаимоуважения, доверия, в который вступает цивилизация в начале XXI века.
3. Важным моментом современного политического мышления, который раскрывает философию современной международной политики, стал поиск правильного соотношения таких понятий, как «баланс сил» и «баланс интересов». В условиях экономического и ядерной опасности, тяготеющего над человечеством, естественно, что на смену взаимной подозрительности и недоверия, которые недавно господствовали в сфере международных отношений, приходит осознание необходимости баланса интересов на засаде взаимоприемлемых компромиссов. При таких условиях объективно необходимо новое понимание мировой ситуации, когда решение проблем собственной национальной безопасности каждый субъект рассматривает сквозь призму достижения международной безопасности. Как показывает развитие событий, возможность сохранения жизненно важных национальных интересов любым государством в современном мире во многом зависит от надежности системы международной безопасности.
4. Еще одной важной чертой международной политики сейчас есть свобода выбора. Идея свободы выбора была когда-то частью принципа мирного сосуществования, на словах широко поддерживалась всеми государствами, но в реальной жизни постоянно нарушалась. Рассматривая содержание и характер этого политического явления, можно определить два его важные измерения: социально-политический (право на выбор общественного порядка) и международный (право государства выбирать свой курс на мировой арене, пути и методы обеспечения национальных интересов, своих партнеров и союзников). Таким образом, свобода выбора для каждого государства заключается не только в многовариантности ее социально-политического развития, но и в праве каждого государства на такую ??внешнюю политику, которая бы отвечала ее национальным интересам.

8.png