Политическая мысль нового и новейшего времени

политическая мысль нового времениРассматривая вопрос о фундаментальные политические идеи Нового времени, следует обратить внимание на то, что политическая мысль Нового времени формировалась под знаком идеологии Просвещения, идеологии буржуазии - молодого прогрессивного класса, который рвался к власти. Возникнув
в XVII в. в Англии - наиболее передовой на то время капиталистической стране, идеи Просвещения распространились во Франции XVIII в. и в других странах.
Просветители (Локк, Ш. Монтескье, Вольтер, Дидро, Ж. Руссо и др.) отрицали феодальную эксплуатацию, политический деспотизм, сословные привилегии, отстаивали интересы широких народных масс. Они считали, что преобразования в обществе должны осуществляться путем распространения передовых идей, борьбу с невежеством, религией, антигуманной феодальной моралью и искусством, которые отвечали прежде всего интересам феодально-абсолютистского государства.
Исходной для развития социально-политической мысли XVII-XVIII вв. стала идея «естественного права», была полна новым содержанием. Под «естественными правами» в XVII-XVIII вв. подразумевались права быть свободными в убеждениях и действиях, владеть и распоряжаться собственностью, быть равными, иметь гарантии от произвола чиновников.
Развили теорию естественного права и общественного договора английские мыслители Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704). Гоббс был современником английской буржуазной революции и защитником монархии. В своем главном труде «Левиафан» он раскрывает свою концепцию власти и государства. Гоббс проводит аналогию между политическими реалиями и функционированием человеческого организма: верховная власть - душа государства, должностные лица - суставы, нервы - это награды и наказания, справедливость и законы - это разум и воля, гражданский мир - здоровье, неповиновение - болезнь, гражданская война - смерть государства. Человек как биологическое существо - природное тело, государство - произведение искусства. Само государство была создана по общественным договором.
Несколько иную позицию занимал Локк, который выражал потребности более зрелого буржуазного общества. Он автор произведения «Очерк о человеческом разуме». Для эффективного функционирования государства Локк предлагает систему сдержек и противовесов - разделение властей на законодательную, исполнительную и федеративную (союзную). Законодательная власть должна быть у парламента, исполнительная - принадлежать суда и армии, а федеративная власть, ведающего отношениями с другими государствами, - в руках короля. Власть короля, считал Локк, должна быть ограничена конституцией.
Особая роль в развитии социально-политической мысли XVII-XVIII вв. принадлежала французским просветителям. Выдающийся французский мыслитель Шарль Монтескье (1689-1775) написал ряд произведений, среди которых особо следует выделить его фундаментальный труд «О духе законов». Монтескье проявил себя как активный борец против деспотизма за политическую
и общественную свободу, за правовое государство, в котором бы царило «правление законов».
Монтескье придал идее Локка о разделении властей более четкой формы. Разделив власть на законодательную, исполнительную и судебную, Монтескье усматривал в предлагаемом разделении гарантию безопасности граждан от беззакония и произвола. Однако такие гарантии, Монтескье, могут стать реальными только в том случае, когда власть разделена между различными политическими силами, которые взаимно сдерживают друг друга. Монтескье высказывался также и за дополнение конституционной монархии народным представительством.
Писатель, философ и публицист Франсуа Мари Аруэ, взявший себе псевдоним Вольтер (1694-1778), также написал ряд произведений, где критиковал недостатки феодального строя, выступал против господства церкви и религиозного фанатизма. В центре его размышлений - обоснование принципа политической свободы, которая одновременно связывалась со строгим соблюдением законов. Неотъемлемой чертой мыслящего и справедливого общества Вольтер считал свободу мысли и слова, свободу совести. Писатель осуждал всякие проявления нетерпимости по отношению инакомыслящих: инквизицию, религиозные войны, преследования еретиков. Он горячо симпатизировал республиканской форме правления, поскольку она больше других приближает людей к естественной равенства.
Демократические тенденции наиболее ярко проявились у Жан-Жака Руссо (1712-1778). Произведение Руссо, который снискал ему большую популярность, - «Об общественном договоре, или Принципы политического права». В «Общественном договориј» Руссо настаивает на прямом и безусловном управлении народу без всякого разделения властей.
На стыке XVIII-XIX вв. наблюдается бурный подъем политической мысли в Германии, наиболее яркими представителями которой были И. Кант (1724-1804) и Г. Гегель (1770-1831). Кант наиболее полно обосновал политическую доктрину либерализма. По его мнению, человеку в своем поведении следует руководствоваться волеизъявлением нравственного закона. Обязательное соблюдение права должно достигаться, по мнению Канта, с помощью принудительной силы государства, назначение которой - максимально соответствовать в своей построении и деятельности принципам права (концепция правового государства). Политическим идеалом Канта является верховенство народа, свобода, равенство и независимость всех граждан в государстве, хотя он и был сторонником ограничения избирательных прав трудящихся.
Принцип гласности для Канта - это критерий оценки политических действий с точки зрения морали и справедливости. Немецкий мыслитель считал, что настоящая политика не может сделать и шага, не отдав должного морали. Главным для него было признание прав человека священными, каких бы жертв это не потребовало от власти. Кант был против революционных методов борьбы за власть, признавая только постепенные реформы «сверху». Он предложил проект «вечного мира», положения которого актуальны и сегодня.
Важную роль в развитии политической мысли сыграл Г. Гегель. Заслуга Гегеля состоит прежде всего в том, что он разработал и применил для анализа общественных, в том числе и политических, явлений диалектический метод.
Очень большое значение для политологии имеет разработка Гегелем проблем гражданского общества и государства. Немецкий мыслитель был одним из первых, кто не только четко разграничил эти понятия, но и глубоко проанализировал их с точки зрения содержания и диалектической взаимосвязи. Государство, по мнению Гегеля, соответствует более высокому уровню развития общества, чем гражданское общество. Государство как институт является проявлением всеобщих интересов. Пытаясь объединить интересы как отдельных людей, так и общественных слоев, государство в этих условиях возвышается над обществом, внося примирения во все сферы жизни.
Идеальное государство, по Гегелю, - это конституционная монархия с разделением властей. Причем разделение законодательной, представительной власти и власти монарха он понимает как органическое единство, отстаивая суверенитет наследственного конституционного монарха.
Изучая вопрос о политических теории ХХ в., Необходимо подчеркнуть, что нынешний век, по сравнению с предыдущим, отмечается чрезвычайно высоким уровнем развития политической мысли. Это век обострения идеологической борьбы и одновременно начала сближение, взаимообогащения политических идеологий. Это время появления новых методологических подходов, возрождения и обновления старых, традиционных методологий. Это век зарождения новых политических идей и переосмысления и возвращения произведений прошлого.
Политическая мысль современного мира продолжает находиться под значительным влиянием теоретических разработок выдающихся ученых, живших на стыке
ХIХ-ХХ вв., Таких как М.Вебер, В. Парето, Моска, Р. Михельс и другие.
Немецкий социолог и политолог Макс Вебер (1864-1920) получил широкое признание в западных странах как разработчик теории государственной бюрократии. На такое общественное явление, как «государственная бюрократия», Вебер пришел к выводу, что бюрократия - это рациональная форма коллективной деятельности людей, а капитализм - это «концентрированное выражение рациональности». Если в государстве функционирует развитый бюрократический механизм, отмечал он, то такой механизм имеет вид машины по сравнению с немеханическими видам производства.
Большое внимание в своей теоретической деятельности Вебер уделял проблемам власти. Пытаясь типологизировать это общественно-политическое явление, Вебер пришел к выводу, что в истории развития общества существовало три типа власти: традиционная, харизматическая и рациональная.
Значительный вклад в развитие политической мысли ХХ в. сделали представители теории элиты. Классикой элитизма стали концепции Парето (1846-1923), Г.Моски (1858-1941) и Р.Михельса (1878-1936). Как отмечал В. Парето, в любом обществе реально правит определенная элита, которая выступает как отборная часть населения, а ей противостоит другая часть. В обществе элита возникает в экономической, политической, духовной и других сферах жизни и делится на «правящую (господствующую) элиту» и «неправящими элиту». По мнению ученого, существование «правящей элиты» вытекает из психологических черт людей, их способности властвовать и навязывать свою волю подчиненным классам. Такая ситуация приводит к тому, что в обществе происходит постоянная борьба и смена разного типа элит путем их циркуляции, круговорота: старая властвующая элита со временем уступает место новой.
Необходимо подчеркнуть, что, по мнению Г.Моски, разделение общества на господствующую меньшинство и политически зависимое большинство (массу) также является непременным условием существования цивилизации. В процессе развития общества постоянно меняются состав, структура «правящего класса» без изменения его функций. Власть меньшинства над большинством становится возможным за счет лучшей организации меньшинства. Вместе правления меньшинства, по мнению Г.Моски, может быть как автократическим, так и либеральным.
Еще один представитель теории элит Р.Михельс также утверждал, что общество не может существовать без господствующего «политического класса». С этой целью исследователь обосновал свой «железный закон олигархических тенденций». Согласно этому закону демократическое развитие общества может происходить успешно лишь при создании соответствующей организации. А этот процесс невозможен без выделения в обществе элиты - активного меньшинства, которому масса должна доверять из-за объективной невозможности прямого контроля широких слоев населения над крупной организацией.
Интересным явлением в политической науке стало сближение и попытки интеграции элитарных и плюралистических концепций. Современный американский политолог Р. Доль, например, разработал теорию плюралистической элиты. Современную политическую власть он понимает как правление лидеров нескольких элитарных групп, достигших стабильного взаимопонимания между собой. Даль назвал эту ситуацию «полиархией».
Вторая мировая война оказала большое влияние на развитие политической мысли в странах Запада. Политические исследования охватили широкий круг вопросов и проблем: бихевиоризм, системный анализ, изучение групповых интересов, политических партий, анализ политических взглядов, позиций и поведения во время выборов и т.п. Особое место занимает бихевиоризм как специфический метод исследования политической жизни. Как принцип бихевиористской политологии выступают научная нейтральность, опора на результаты выборочных эмпирических исследований, выполненных на базе систематических и математических обработок, точное формулирование и эмпирическая проверка гипотез.
Классиком политического бихевиоризма считают Гарольда Лассуэлла (1902-1979), наиболее известного специалиста в американской политической науке. Значение трудов Лассуэлла заключается в том, что он в своих исследованиях широко использовал фрейдистский подход и сформулировал на его основе теорию «политического психоанализа». Согласно этой теории одним из главных факторов, из-за действия которого проявляется отношение индивида к политике, является психологический механизм его личности.
Выдающимися представителями современной политической мысли есть французские теоретики Раймон Арон и Морис Дюверже.
Одной из центральных проблем научного творчества Р.Арона (1905-1983) был вопрос о разделении власти в обществе. Разделение властей, или, по определению французского политолога, дисперсия - распыление власти среди многих субъектов оказывает неоднозначное влияние на политическую жизнь общества. Так, с одной стороны, разделение властей усиливает демократические тенденции в обществе, предотвращая созданию условий для концентрации власти в руках небольшой группы лиц или правящей элиты, с другой - распыление власти ведет к усилению влияния и авторитета высших ее представителей, прежде тех, кто берет на себя ответственность за окончательное принятие политических решений.
Наиболее влиятельным французским политологом есть сейчас Морис Дюверже (род. 1917). Одна из центральных проблем его творчества - проблема демократии. Изучая ее, Дюверже пытается серьезно осмыслить и проанализировать соответствующий политический опыт демократического развития западных стран. Исследование этого вопроса привело французского политолога к выводу, что западные страны живут в условиях плутодемократии, т.е. в условиях такого политического правления, когда властью обладают одновременно и народ (demos) и богатство (plumos).
ХХ век - век невиданных ранее по своим масштабам и глубине социальных конфликтов. Политическая мысль не оставляет этих проблем на обочине: существует специальное направление политологии - теория конфликтов. Наиболее весомый вклад в ее разработку внесли Л.Козер, Р.Дарендорф и К.Боулдинг.
Итак, мы выяснили, что политическая наука занимает особое место в системе зарубежного обществознания. Это - самостоятельная гуманитарная дисциплина с высоким уровнем профессионализма и специализации. Она способствует разработке стратегических политических установок для обеспечения внутренней и внешней политики, исследует те факторы, которые отвечают стабилизации политической жизни общества.
Политические проблемы продолжают существовать, жизнь неуклонно идет вперед и порождает новые политические явления и процессы. Все это позволяет сделать вывод, что социальные условия для развития политической науки не исчезнут и в политической теории будущего чрезвычайно большие перспективы.

1.png

квесты в Интернетлоготипы