Гражданское общество как предпосылка создания демократической политической системы

Гражданское общество - это общество, которому свойственно самоуправления свободных индивидов и добровольно созданных ими организаций. Гражданское общество как сферу самоуправления свободных индивидов защищают от произвола государственной власти и жесткой регламентации со стороны его органов соответствующие законы. Вот почему в реальной общественной жизни гражданское общество и правовое государство являются взаимосвязанными институтами, функционирование которых обеспечивается верховенством закона, надежно гарантирует и защищает права и свободы граждан.
Гражданское общество может существовать только в условиях демократии. Время высокий уровень развития и функционирования гражданского общества может обеспечить только демократическое государство. Как свидетельствует общественная практика, именно неразвитость гражданского общества является одним из главных условий существования тоталитарных и авторитарных режимов. Главный признак гражданского общества состоит в обеспечении широких прав человека, в свободном выборе им различных форм экономической и политической жизни, форм идеологии и мировоззрения, в возможности пропагандировать и отстаивать свои интересы, взгляды и убеждения.
Начало формирования элементов гражданского общества наблюдается еще в Древней Греции и Риме. Тогда возникает и само понятие «гражданин». В Древней Греции в результате борьбы народных масс с олигархией встает напивобщинна-полугосударственная форма общежития - государство-полис как своеобразный прототип гражданского общества. Наибольшего своего расцвета государство-полис достигла во времена правления Перикла. Вот как сам Перикл характеризовал государственный строй своей страны: «... он называется демократией потому, что основа его меньшинство, а большинство граждан. Она по нашим законам предоставляет всем гражданам равных прав ... Мы живем свободны в нашем государстве: мы не питаем в нашей повседневной жизни подозрения друг к другу, мы не обнаруживаем гнева к ближнему, когда он совершает что-то для своего наслаждения, не показываем ему нашего недовольства ... Не ограничены принуждением в частной жизни, мы не нарушаем законов в жизни, общественном основном, через уважение к ним. Мы всегда слушаемся тех, кто стоит у власти. Мы уважаем, в частности, те законы, которые установлены в пользу обиженных, и, хотя эти законы не записаны, они способны опорочить тех, кто их презирает ».
Итак, из этих слов Перикла следует то, что он считал демо-
демократические только тот строй, который базировался на преобладании большинства уважении человека к человеку и добродетели. Это позволяет утверждать, что сама идея гражданского общества берет свое начало в политико-общественном сознании той эпохи. Эти идеи мы находим в полисе Аристотеля, societas civilis - Цицерона и принципах так называемого естественного права. Так, Цицерон, например, подчеркивал, что «достоянием гражданской общины, достоянием народа является государство. Но чем именно является гражданская община, как множество людей, которые связаны между собой ».
Оригинальными и самобытными в этом отношении взгляды уже известного нам Никколо Макиавелли. В своем главном сочинении «Монарх» Макиавелли подчеркивает, что глава государства не должен злоупотреблять своими правами и нарушать имущественных и личных прав своих подданных. В его сочинении уже четко прослеживается описание элементов гражданского общества как общности людей, противостоящего государству, которое стремится своими действиями подорвать любую самодеятельность общества, чтобы властвовать над ним. Много интересного в произведении Макиавелли касается анализа таких неполитических сфер жизни, как труд, семья, любовь, удовольствие людьми собственных нужд, то есть проблем частной жизни. «Он (монарх) обязан побуждать граждан спокойно предаваться торговле, хлебопашеству и ремеслам, чтобы они благоустроили свои владения, не боясь, что эти владения у них отберут, другие - розпочина-
ли бы торговлю, не боясь, что их уничтожат налогам ». Так, Н. Макиавелли видел разницу между государством и гражданским обществом, которое функционирует по своим законам и является автономным отношении государства, хотя последняя постоянно пытается подчинить себе все сферы жизни общества.
С этого времени почти до XVII в. в общественном мнении не возникало новых идей по поводу гражданского общества. Принципиально новую концепцию такого общества выдвинули английские политические теоретики Т. Гоббс и Д. Локк. Т. Гоббс в своем знаменитом сочинении «Левиафан» подчеркивал, что качественно новое человеческое общежития возникает вследствие перехода от естественного состояния с войной всех против всех к упорядоченному культурного общества с существованием государства. Только договорившись о создании государства, отмечал Гоббс, граждане способны добиться спокойствия и порядка в обществе и создать условия для возникновения качественно новых общественных связей.
Продолжая рассуждения Гоббса, Д. Локк отмечал, что люди до создания государства распоряжались своим имуществом и своими правами по закону природы. Но, чтобы гарантировать себе права и свободы и защитить свою собственность, люди создают государство. Д. Локк в своих произведениях использовал понятие «гражданское общество» и «государство» почти взаимозаменяемы.
Дальнейшую разработку этой проблемы можно найти в исследованиях французских мыслителей Монтескье и Руссо. Ш. Монтескье в своих произведениях, особенно в знаменитой работе «О духе законов», утверждал, что общество только тогда может успешно функционировать и развиваться, если в нем господствуют республиканские законы. Вот почему он так горячо отстаивал идеи парламентаризма, законности, сформулировал концепцию правового государства с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную. По его мнению, в настоящий государству «уважать людей не за их внешние таланты и свойства, а за их истинные качества».
Руссо пропагандировал идею суверенности воли народа. Исходя из положения, что источником власти может быть только народ, он противопоставлял теории разделения властей свою систему постоянно действующего в государстве плебисцита для решения общественно-политических проблем. Для французского политического мыслителя термины «гражданское общество» и «государство» были синонимами. Главным признаком гражданского общества, по его мнению, является участие каждого гражданина в государственных делах и безусловное полновластие народа. Руссо признавал "действительным лишь один акт общественного договора, а именно - создание народа и общества (в форме демократического государства) как единственного и абсолютного источника и суверена общей воли (верховной политической власти)».
Понятие «гражданское общество» и «государство» впервые четко отделил известный немецкий философ Гегель. Он пришел к выводу, что социальная жизнь, которое свойственно гражданскому обществу, принципиально отличается от мира семьи и от публичной жизни государства. «Гражданское общество, - отмечал Гегель, - есть дифференциация, которая возникает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества начинается позднее развитие государства». В сферу функционирования гражданского общества немецкий мыслитель включал рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты, которые предназначались для обеспечения жизнедеятельности общества. По мнению Гегеля, гражданское общество включает комплекс частных лиц, классов, групп, институтов, отношения которых регламентируются гражданским правом и деятельность которых непосредственно не зависит от действий государства. Появление гражданского общества, которое основывается на системе частной собственности и всеобщей формальном равенстве людей, стала возможной лишь с утверждением буржуазного общества.
Исследуя природу гражданского общества, еще один известный французский мыслитель А. Токвиль подчеркивал, что этические, религиозные, профессиональные, рабочие и локальные объединения образуют следующую структуру гражданского общества, с которой может возникнуть правовое государство.
Сейчас заметно возрос общий интерес к проблемам гражданского общества, а научные его исследования гражданского общества осуществляются в органической связи с проблематикой правового и социального государства. Усилиями современных политологов политическая теория пополнилась многими новыми положениями, а именно: гражданское общество становится основой государства, его развитие происходит в тесной взаимосвязи со становлением правового государства, для цивилизованного развития обоих феноменов необходимо создавать надежный механизм взаимодействия и обогащения; не только государство, а и определенные институты самого гражданского общества могут негативно влиять на другие его составляющие формирование гражданского общества является предпосылкой становления политической демократии, ограничения всеобъемлющей роли государства. Дальнейшее развитие отношений общества и государства является гарантией того, что общество станет гражданским, а государство - демократическим.
Сущность гражданского общества состоит прежде всего в обеспечении прав человека. Личность в гражданском обществе имеет гарантированное законами право выбора различных форм экономической, социальной и иной деятельности, право выбора определенной идеологии, мировоззрения и т.п..
Экономической основой гражданского общества являются отношения рыночного характера, прежде различные формы собственности, особенно частной. Наличие собственности у гражданина побуждает его к деловой активности и плодотворной работы, становится условием свободы личности в обществе.
Политическая основа гражданского общества - это демократическое правовое государство, что обеспечивает каждому гражданину возможность принять участие в государственных и общественных делах. В демократическом правовом государстве абсолютно недопустима любая дискриминация по национально-этническими, политическими, религиозными и другими признаками. Как характерный признак такого государства можно назвать возможность свободного самоопределения человека относительно мировоззренческих и духовных предпочтений, гарантий жизни и безопасности человека, всестороннее защиту самых прав человека со стороны судебных органов и общественных организаций.
Социальным основанием гражданского общества становится общество с динамичной социальной структурой, которая все время развивается и совершенствуется. О духовной жизни, характерным признаком гражданского общества можно считать высокое развитие образования, науки, искусства, индивидуальный выбор культурных ценностей. Культурно-политический плюрализм способствует реализации разноплановых духовных интересов людей и становится важным условием развития и совершенствования такого общества.
Следовательно, главными признаками гражданского общества являются:
- Динамическая социальная структура общества, которая находится в постоянном развитии и отдельной от государства;
- Рыночные экономические отношения, которые формируют демократическую политическую систему, где правовая, демократическое государство становится порождением гражданского общества;
- Обеспечение свободного проявления, реализации многочисленных и разносторонних интересов граждан;
- Обеспечение сферы личной, повседневной жизни людей в отличие от государства как воплощение условного, формального жизни;
- Приоритет гражданских прав личности и ее уважение к государственным законам;
- Плюрализм идей, взглядов, убеждений, социальных инициатив и т.д..
Отмечая альтернативности признаков и черт гражданского общества и правового демократического государства, следует, однако, отметить, что это свидетельствует не об антагонизме этих сфер общественной жизни, а об их взаимозависимость и взаимообусловленность. Как без гражданского общества не может быть правового демократического государства, так и без такого государства не может эффективно функционировать и динамично развиваться гражданское общество. Вот почему гражданское общество и демократическое правовое государство сейчас становятся двумя составляющими жизни каждого отдельного человека и современного цивилизационного развития общества.

8.png
Купить машину б у москва продажа подержанных автомобилей в москве.