Эволюция политической мысли в эпоху возрождения

Люди, которые разрабатывали новые идеи, называли себя гуманистами, потому что в центр своего внимания они ставили человека. Многие гуманистов считали богословия лженаукой и отрицательно относились к церкви. Они стали вождями культурного движения, известного под названием Возрождения или Ренессанс. Это название связано с тем, что создатели гуманистической науки и искусства считали себя наследниками и непосредственными продолжателями науки и культуры античности.
В духовной деятельности Петрарки и Боккаччо, Альберти и Франсуа Рабле, Никколо Макиавелли и Эразма Роттердамского и других мыслителей ярко заметны попытки создать новую, светскую культуру в противовес феодально-церковной культуре средневековья. Гуманисты требовали освобождения от засилья церкви, от ее господство в экономической, политической и духовной жизни. Они отстаивали свободу разума, которая давала бы возможность беспрепятственно развивать способности и творческие силы людей. Идеологи Возрождения выдвинули новое понимание сути самого человека. Если церковь унижала человека, подчеркивала ее слабость и ничтожество, то гуманисты прославляли человеческую личность, ее достоинство, верили в ее творческий потенциал и безграничные способности к саморазвитию.
Социально-политическая мысль эпохи Возрождения на первый план выдвинула проблему прав и свобод человека, особенно его права на индивидуальность, то есть независимость, достоинство, свое мнение, свой образ жизни. Идея индивидуальности была неизвестна ни античности, ни средневековью, где отдельный человек рассматривалась лишь как часть некой общности: государства - у греков и римлян, религиозной общины - в средневековье.
Гуманисты подчеркивали приоритет личности над любой социальной общностью. Это была не только реакция на нивелирование отдельной личности за феодального строя, соответствовали ли эти идеи и потребностям новой экономики в свободной и независимой личности.
Ренессансные общественные теории лишились религиозного влияния. Социально-политические отношения рассматривались в них уже не как «божественное начертание», а как то, что зависит от самого человека.
Большим и оригинальным мыслителем, политическим писателем эпохи Возрождения был Никколо Макиавелли (1469-1527). Он оставил целый ряд произведений, которые очень высоко поставили его в истории политической мысли. Среди этих произведений особенно значительны «Монарх» (в рус. Переводе «Государь»), «Размышления на первую декаду Тита Ливия», «История Флоренции» и другие.
Наиболее известная работа Макиавелли - «Монарх», которая принесла ему всемирное признание и огромную популярность. Цель «Монарха» - раскрыть, как завоевывают власть, как ее удерживают и как теряют, научить чиновников науки достижения политического успеха. Политическая философия Макиавелли базируется на анализе римской истории, на собственных наблюдениях политической жизни Италии и на политической биографии известного итальянского политического авантюриста Чезаре Борджа, который привлек к себе симпатии Макиавелли тем, что стремился к объединению Италии.
Монарху, который завоевал власть, советует Макиавелли, не следует опираться на тех, кто вместе с ним возглавлял политический переворот. Они считают себя равными монарху и никогда не станут хорошими слугами. Не следует приближать к себе и допускать к власти и тех, кого ты когда-то обидел, и тех, кто должен бояться тебя в будущем. С ненависти или страха люди становятся мстительными, а не услужливыми. Даже новая пожалуйста монарха не способна уничтожить страха или памяти о старые обиды. Монарх может смело приблизить к себе того, кого раньше считал врагом: последний обязательно захочет делом доказать неслушнисть предыдущей мысли о нем. Монарху Макиавелли советует опираться не на знать, которой трудно угодить, а на народ. Народу достаточно время от времени «бросать кость», чтобы он чувствовал, что его угнетают поменьше, чем раньше. Монарху, желающий долго удержать власть, необходимо заботиться о регулярной замене сторонников: люди, которые длительное время были приближены к нему, начинают чувствовать себя равными с ним, начинают плохо служить и даже думают о мятеже. Кроме того, о личности самого монарха широкие слои населения судят на основании того, какие у него советники. Последние должны быть людьми авторитетными, но не специалистами в политике. Тогда монарх может использовать их авторитет в народе, а они не смогут влиять на принятие политических решений.
Когда надо прибегать к насилию, когда к добродетели? Насилие следует применять только один раз. Взяв власть, например, со всеми врагами надо покончить сразу, чтобы потом уже не возвращаться к насилию. Добродетель надо как можно чаще, чтобы те, кого оно касается, часто о нем вспоминали и повсеместно говорили. А как строить свои отношения с народом? Надо иногда обращаться к народу за помощью: люди более склонны любить тех, кому сделали добро сами, чем тех, кто делает добро им. Монарх должен пробуждать в народе надежду на скоропреходящей лихих времен, постоянно напоминать о враждебное окружение, наказывать слишком непокорных. Не лишним будет искусственно создавать себе слабых врагов и побеждать их, еще более возвышая себя. Толпа любит победителей.
Политическая философия Макиавелли полна ренессансного оптимизма. Человек может все, и поваленные монархи должны пенять только на себя. Только и личность сильна, умеющий ловко приспосабливаться к иcнуючих обстоятельств.
Рассматривая политику как автономную область человеческой деятельности, Макиавелли отмечал, что она имеет свои цели и законы, которые не зависят ни от религии, ни от морали. Главным оправданием политической деятельности, целью которой является укрепление государства, является государственное благо и успех в достижении поставленных целей. Хорошо все то, что способствует укреплению государства, а нужного политического результата можно достичь любыми средствами, в том числе обманом и открытым насилием.
Цель, которой стремился Макиавелли (укрепление какой-то из маленьких итальянских государств с тем, чтобы она могла объединить под своей властью всю Италию), была прогрессивной, однако он не гнушался ничем, игнорировал нравственность, в основу политики возлагал цинизм и беспринципность. Такая политика впоследствии получила название макиавеллизма. Реанимацией макиавеллизма в ХХ ст. стал сталинизм, который, прикрываясь коммунистической идеологией, вступал в тайные заговоры о переделе мира с немецкими фашистами, провозглашал на словах равенство и свободу наций и народов, а на деле лишал их даже намеков на гражданские свободы, превозносил на словах интеллигенцию и человека труда, а на деле систематически их истреблял.
Зарубежные исследования последних десятилетий подчеркивают огромное влияние Макиавелли на политические теории нового времени, его роль как основоположника современной политической науки. Политическая доктрина Макиавелли вполне реалистичная, она обнаруживает истинные пружины авторитарной политики и политической деятельности.

11.png