Содержание и сущность политики и политической жизни в обществе

Политика (греч. politike - искусство управления государством) - это одно из основных явлений в системе других важных сфер жизни общества: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной и т.. Срок политика обязана своим возникновением произведения выдающегося мыслителя античного мира Аристотеля о государстве, правления и властвования, который назывался «Политика». Именно с этого периода почти до конца XIX в. политика традиционно трактовалась как учение о государстве. И только при новой эпохи развитие политической мысли и положений о государстве завершился выделением целой системы наук о государстве и их обособлением от политической науки.
Рассматривая вопрос о специфике политики как важного феномена жизнедеятельности общества, надо кратко остановиться на раскрытии причин ее возникновения, становления, развития, на выяснении условий и факторов, без которых ее появление вообще была бы невозможной. Для этого важно прежде рассмотреть вопрос, к какой сфере жизнедеятельности принадлежит политика, по каким причинам и как она возникла. И только после этого можно будет раскрыть ее сущность и качественные отличия от других феноменов общественной жизни, ее влияние на них и на общество в целом.
Политика относится прежде всего к сфере духовной жизни общества, в сферу осознания людьми своего отношения друг к другу, к себе, к миру. Ее возникновение было обусловлено рядом объективных факторов в различных сферах общественной жизни, но прежде всего - в сфере производства и сфере экономических отношений. Она возникает в период перехода от первобытнообщинного жизни общества к цивилизации.
В этот период кровно-родственные отношения первобытного общества, обычаи, традиции, сила общественного мнения теряют значение определяющих регуляторов взаимоотношений между людьми, между общностями. Это обусловлено тем, что уже внутри первобытного общества на основании осложнения и роста потребностей, совершенствование средств труда, повышения его производительности происходит обособление производителя в процессе производства; естественное «прикрепления» производителя до определенных средств производства и выполнения им определенных видов труда, специализация труда, возникает семья, становится субъектом производственной и (в целом) социальной деятельности, обмен проникает внутрь общины, что приводит к возможности присвоения результатов чужого труда, возникновения имущественного неравенства, долговой зависимости, возможности использования чужой рабочей силы.
Сложные процессы дифференциации внутри первобытнообщинного общества обусловили потребность в усилении интеграционных процессов во всех сферах его жизни. Каждая из относительно самостоятельных сторон жизни могла функционировать уже только во взаимосвязи со всеми другими его сторонами. Интеграционные процессы предопределяют укрепление взаимосвязей между всеми сторонами жизни общества, между обществом и природой, между социальными субъектами, их интересами, способствуя становлению общества как целостной системы.
Интегрированным выражением всех общественных отношений является общественное устройство, основу которого составляют господствующие в данном обществе экономические отношения и институты, которые должны обеспечивать его функционирование и развитие. Роль общественного устройства в жизни общества состоит прежде всего в том, что он определяет для данного конкретного общества общий способ и характер его жизнедеятельности. Он выполняет регулятивную функцию относительно всех других сторон общественной жизни.
Как известно, экономические отношения - это отношения между людьми в процессе производства, обусловленные их отношением к средствам производства и результатов труда и воплощаются в конкретно-исторических формах собственности, в способах соединения рабочей силы с орудиями труда, в формах обмена деятельностью, определяется общественным разделением труда и различиями места (положения) лиц, групп, классов в системе производства, в формах распределения, обмена, потребления.
Экономические отношения, будучи социальной формой, в которой и с помощью которой осуществляется производство, становятся одновременно предпосылкой его поступательного развития. Именно они оказывают огромное влияние на все другие отношения исторических общностей людей - семейно-брачные, бытовые, межличностные, на отношения общества и личности.
Осознание субъектами зависимости их жизнедеятельности от характера экономических отношений и от общественного строя в целом находит свое выражение в политической и правовой сознания. Но политическое сознание не ограничивается пониманием зависимости людей от характера экономических отношений. Поскольку экономические отношения оказывают определяющее влияние на все другие сферы жизнедеятельности, то политическое сознание выступает как осознание социальными субъектами своего отношения ко всем сторонам жизни общества через экономические отношения.
Экономические отношения не определяют автоматически особенности жизнедеятельности людей. Но они имеют огромное влияние на специфику противоречий в обществе, на характер взаимоотношений между социальными субъектами. Вот почему в политике, где центральным вопросом является вопрос о власти, последняя не является самоцелью, а лишь средством или для защиты общественного порядка с его конкретными экономическими отношениями, или для его свержения и замены другим.
С распадом первобытнообщинного строя и с переходом к цивилизации произошло не только классовое расслоение общества, но и обострение противоречий между социальными субъектами усиления существующих различий в отношении к средствам производства и результатов труда. Произошло углубление и обострение противоречий между интересами различных социальных субъектов.
Вместе с тем общественное разделение труда, социальная дифференциация и усиление неравенства во владении средствами производства и средствами удовлетворения жизненных потребностей создали возможности для проявления таких негативных человеческих качеств, как жадность, зависть, безудержная погоня за богатством, попытки добиться его любыми средствами.
Поэтому возникает потребность в новой организации общества. Формирование этой новой организации связано с разработкой особых правил, норм, установок, законов, направленных на регулирование отношений между людьми, а также с созданием соответствующих органов, институтов, которые бы обеспечивали выполнение этих правил, норм, законов и регламентирующих поведение людей в обществе .
Так происходит становление публичной власти, главным органом осуществления которой становится государство. На этом уровне развития общества индивиды перестают быть членами рода, носителями его черт, а становятся гражданами, жизнедеятельность которых отныне осуществляется в рамках разработанных обществом норм, законов и под контролем общества, прежде всего - государства.
Итак, место бывших кровно-родственных связей и отношений занимают качественно новые отношения - политические, которые активно влияют на все остальные. Поэтому политика возникает как результат объективно обусловленного общественного разделения труда, изменения характера отношений людей к средствам производства и результатов труда (возникновение частной собственности), образование в обществе социальных субъектов с различными интересами, изменения формы обмена, потребления. Политика возникла как сфера общественных отношений, обеспечивает согласование, регулирование, реализацию интересов людей при помощи власти.
Деятельность государства как внутри страны, так и за ее пределами и отношение к этой деятельности классовых сил с этого времени стали определяться понятием «политика». Уже гораздо позже, во время бурного развития демократических процессов, когда появились нации, а затем политические партии и массовые общественные организации, каждая из которых выражала интересы и настроения многих людей, политика приобретает новый смысл.
Политика выражает коренные интересы различных социальных общностей, партий, государств и цели, которыми они руководствуются. Во всех сферах, где осуществляется политика, она имеет много форм проявления. Теория выделяет две большие, тесно связаны друг с другом сферы политики - внутреннюю и внешнюю. Вместе многообразие реальной жизни позволяет и даже обязывает выделять во внутренней и внешней политике более узкие, но очень важные сферы, такие как: экономическая, социальная, национальная, политика развития народовластия, культурная политика и т.д..
Понятно, что многоплановость такого важного общественного явления, как политика, требует выделением и рассмотрения и других более конкретных сфер деятельности. Например, только в сферу экономической политики входят такие ее составляющие, как научно-техническая, структурная, аграрная, финансовая, инвестиционная, внешнеэкономическая. Необходимо назвать и такие сферы политики, как экономическая, демографическая, кадровая, национальная, молодежная и т.д.. Каждая из них может быть предметом самостоятельной теории политики.
Разносторонними также сферы и направления внешней политики, которые обусловлены действующими на международной арене группами государств, политическими, общественными и иными общественными объединениями.
Теория политики, разумеется, не ограничивается только выделением и оценкой основных сфер политики, раскрытие ее структуры и задач. В политике необходимо видеть связи между ее сферами, их взаимовлияние, взаимодополнение и механизм их осуществления. Ее важно рассматривать не только с точки зрения структуры, а с учетом функциональных, временных, долговременных и других ее аспектов.
Эволюционное развитие политики свидетельствует неизменность ее фундаментальных принципов. Даже если они в далекой перспективе и изменяются, то только вместе с реформированием всей системы организационных и регулятивно-контрольных сфер общества. А о перспективах исчезновения политики, как об этом мечтали социалисты-утописты, то бурный сегодняшний развитие политических процессов делает эту перспективу совсем нереальной даже в гипотетическом будущем. Если когда-то и не будет государства, тоже проблематично, политика непременно останется с теми же общественными функциями, но с другими субъектами. Такими социальными субъектами могут быть ассоциации, свободные самоуправляющиеся группировки в рамках гражданского общества и т.д.. Но совершенно очевидно, что политика как средство организации и регуляции жизни общества непременно сохранит свое значение. Анализируя состояние и перспективы развития человечества, нельзя не прийти к выводу, что сейчас наиболее актуальной проблемой политики является ее демократизация, гуманизация, приближение к злободневным запросам общества и решение их через его (общества) прогресс и обновление. Количество и сложность таких задач с развитием человечества растет. Вот почему дальнейшей перспективой развития политики будет ее осложнения, усиления ее эффективности и ответственности. Без осознания этой методологической основы нельзя понять содержание и характер политической жизни общества.
«Политическая жизнь общества» - это общая Систематизирующая политологическая категория. Преимущество понятия «политическая жизнь» для определения сферы всего политического заключается не только в том, что оно делает охвата всех элементов, всей политической сферы, но и в том, что оно дает возможность отразить их динамизм и активность.
Чтобы раскрыть сущность и содержание категории «политическая жизнь общества», проанализируем категорию «общественная жизнь», которая является более общей по предыдущей. В чем же состоит сущность общественной жизни? В исследовании этого явления надо исходить из следующего: жизнь общества включает все многообразие общественных проявлений, т.е. все многообразие общественных связей между людьми. Эти связи возникают как результат деятельности людей, имеющих собственные интересы и вынуждены так поступать друг с другом в необходимый контакт и взаимодействовать. Деятельность, обусловленная интересами людей, выступает здесь как средство, с помощью которого между ними устанавливаются общественные связи, и таким образом она становится источником их общественной жизни. Благодаря этой деятельности людей общественные связи находятся в движении (возникают, развиваются, переходят в новое качественное состояние), иначе говоря, находятся в процессе постоянной установки и воспроизведения. А оказывается общественную жизнь в зависимости от особенностей формирования различных общественных связей прежде всего как экономическое, политическое, социальное и духовную жизнь. Важнейшие виды общественных связей между людьми отвечают и сферам общественной жизни. Так (с точки зрения сущности), общественную жизнь можно определить как процесс созидания (воспроизведение) общественных связей между людьми.
Понятие «политическая жизнь», аналогичное понятие «экономическое», «духовное», «материальное», «религиозная жизнь» и другим его видам, применяется для обобщенной оценки политической сферы конкретных эпох, стран, обществ, деятельности и политического поведения классов, социальных слоев , групп и отдельного человека. Анализ политической жизни как общественного явления позволяет оценивать условия, в которых эта жизнь функционирует, те социальные, политические, экономические и духовно-идеологические факторы, которые его детерминирующих. Главными факторами, определяющими политическую жизнь, могут быть также тип государства, политическое устройство общества, его политическая организация и культура, структура власти, формы общения и т. п. Это позволяет создать общее представление о политической жизни той или иной эпохи, страны, региона мира, нации, класса и т.д..
Политическая жизнь - это подсистема общества, определенная целостность с элементами, видами и формами ее проявления как деятельности и общения между людьми. Оно всегда воплощается в конкретно-исторической форме, что обусловлено материальными и социокультурными факторами. Это совокупность всех политических явлений, которые функционируют в обществе. Оно включает социальных субъектов с их потребностями и интересами, их отношения и деятельность, политические институты, нормы, сознание и культуру, политическую власть и другие компоненты. Между ними существуют определенные закономерные связи, им присущи специфические функции, направления деятельности.
Естественно возникает вопрос: в чем же заключается специфика такого вида общественных связей, как политические? Выясняя это, еще раз отметим, что источником общественной жизни является деятельность людей, обусловленная их интересами. А потому специфика политических связей определяется особенностями соответствующей, т.е. политической деятельности. Говоря о последней, подчеркнем, что она, как одна из форм социальной активности людей, направленная на реализацию их политических интересов, которые становятся ее источником, внутренним фактором. Конечной целью любой политической деятельности является овладение государственной властью и использования ее для защиты своих жизненных интересов. Государственная власть - это главный предмет политических интересов, и поэтому направленность на нее политической деятельности является существенной чертой этой деятельности, ее главной особенностью, что придает ей собственно политической качества. Можно сказать, что эта направленность политической деятельности людей на государственную власть является осью, на которой держится вся политическая жизнь общества в его различных проявлениях. Итак, специфика политических связей состоит в том, что они состоят между людьми в процессе такой их деятельности, которая направлена ??на овладение государственной властью и использования ее. В этом заключается главный признак политических связей, именно это и отличает их от всех остальных.
Политическая жизнь определяет основные социальные и политические структуры власти, тип политической системы, партийных систем, политической организации общества, образ правления, тип государственного устройства и политического режима, состояние общественного порядка и т.д..
Формирование политической жизни находится под серьезным влиянием культурно-исторических традиций и национальных особенностей народа, которые проникают в политический обиход государственных, общественных структур или в самоуправления. В формировании политической жизни человека и общества большую роль играют экономические, идеологические, культурные, правовые, религиозные и другие формы общественных отношений. На развитие политической жизни сильное влияние оказывает развитие в данном обществе общественных и политических прав и свобод (свобода слова, собраний, совести и т.д.). Вместе политическую жизнь изменчива и динамична, она знает периоды подъемов и спадов, апатии и бурных взрывов.
При демократии к активной и добровольного участия в политической жизни (выборы представительных учреждений, участие в ассоциациях, партиях, самоуправлении, массовых или групповых политических акциях) привлекается значительное количество населения, и его пассивная часть может стать сравнительно незначительной. В обществе политическая жизнь является стабильным и динамичным.
Все компоненты политической жизни в демократических обществах ориентировано на обеспечение стабильности системы общественных отношений и одновременно на создание условий для активизации деятельности ее субъектов. Так, американский политолог С. Липсет считает, что один из главных критериев стабильности - сохранение и развитие политической демократии, лояльного отношения к существующему государственному строю. Он отмечает, что стабильность государственного, его способность принимать решения и обеспечивать их выполнение без открытого применения силы в значительной степени зависит от законности и эффективности политических институтов. Законность связана со способностью системы формировать и поддерживать убеждение, что ее политические институты наилучшим соответствуют данному обществу.
Совсем иначе происходит политизация жизни в обществах диктаторского, авторитарного или тоталитарного типа. Формально в этих обществах в политической жизни не участвует лишь минимальная часть населения, но сама эта участь часто сводится только к выполнению государственных и партийных предписаний. Как показывает историческая практика нашего прошлого, в такой послушания значительную роль играла дисциплина страха. Авторитарное, диктаторское или тоталитарное общество с сверхцентрализованной властью, преследованием инакомыслящих и массовыми репрессиями сводит все политическая жизнь общества к формальным проявлений активности. По сути, население в этих условиях в лучшем случае является политически нейтральным, а в основном - отчужденным от господствовавшей политической системы.
Обратимся теперь к рассмотрению основных проявлений политической жизни общества. Наиболее распространенными и важными формами политической жизни общества являются политические отношения. Политические отношения можно определить как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов общества по вопросам власти. Они возникают с того момента, когда извечная потребность в управлении и регулировании социальных процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства.
Политические отношения играют в обществе так же большую роль, как социальные и экономические: они характеризуют тип общественной организации, отношения эксплуатации, господства и подчинения или сотрудничества, взаимодействия и политического единства. На их характер влияют отношения, складывающиеся между государством и обществом, властью и народом (т.е. отношения функциональной политической дифференциации) отношения между классами, группами и слоями в обществе (структурная, социально-политическая дифференциация общества) и внутригрупповые, межгрупповые и между-
индивидуальные отношения. Политические отношения зависят от изменений характера политической жизни и могут также меняться в зависимости от его активизации и спадов.
Важной формой политических отношений являются отношения политики с другими неполитическими организационно-регулятивными системами - экономической, правовой, идеологической, моральной и т.д., которые координируются и организуются через политику.
Политические отношения как форма связи отражают место политических субъектов в процессе их политической деятельности. Такое место определяется политическими интересами, а точнее - тем, совпадают ли совпадают эти интересы. В зависимости от совпадения или различия интересов люди занимают различное положение относительно друг друга, т.е. между ними складываются различные политические отношения, которые можно свести к двум крайним, ярко выраженных проявлений: политического сотрудничества или политического соперничества.
Так, например, политический спектр современного украинского общества состоит из разных политических сил, свидетельствует имеющееся в Украине разнообразие политических интересов. При этом, как сообщают средства массовой информации, возникают то левоцентристский блок, то правоцентристский, то объединение различных демократических партий, организаций, движений, то есть, с одной стороны, идет формирование различных политических интересов, политических сил, а с другой - процесс установления между ними политических связей, их объединения и размежевания зависимости от того, насколько совпадают или отличаются их текущие политические интересы. На каждом конкретном этапе общественного развития разные политические силы вступают в отношения политического сотрудничества, сохраняя при этом свою самостоятельность, а при необходимости разрушают эти отношения. Вот почему политические отношения можно охарактеризовать как форму политических связей, которые складываются на основании совпадения или различия политических интересов людей и проявляются в политическом сотрудничестве или политическом соперничестве.
В свою очередь, отношения политического сотрудничества и политического соперничества зависят от уровня развития общества в целом и имеют конкретные проявления, свидетельствующие об особенностях политической жизни и состояние его развития. Так, в эпоху менее развитого (по демократическому взгляду) политической жизни, которое характеризуется проявлениями острой классовой борьбы, особенно в начальный период развития капитализма, политическое соперничество может преобладать в политической жизни общества и приобретать очень острой формы до открытого вооруженного противостояния социальных сил (вооруженные восстания, революции, гражданские войны и т.п.). Но в современных цивилизованных государствах сформировались другие механизмы решения политических противоречий, которые исключают кровопролития. Стремление к политическому сотрудничеству, в частности к политическим компромиссам, начинает здесь преобладать. Итак, политические отношения как одна из основных форм политических связей в своем осуществлении и развитии является важнейшим проявлением политической жизни общества.
Другой важной формой политических связей между людьми есть политические объединения. Они стали явлениями политической жизни, что обусловлено объективной наличием в обществе различных социальных общностей. Имея устойчивый характер, такие сообщества создают почву для формирования единых политических интересов людей и соответствующих политических объединений. Можно выделить две основные формы таких политических объединений. Одна форма - это политические объединения, которые возникли на основании общности людей, проживающих на определенной территории, имеют единое хозяйственное и этническое жизни. Основной формой политического объединения такого территориального сообщества людей является государство. Другая форма - это политические объединения людей, обусловленные соответствующими социальными интересами и сложились в рамках данной территориальной общности, то есть на территории данного государства (разные классы, социальные слои и т.д.). Наиболее развитыми политическими объединениями таких социальных общностей являются политические партии. И первая, и вторая формы политических объединений имеют достаточно сложную внутреннюю структуру. А это значит, что люди в рамках этих объединений подчинены определенным правилам, что их политическая деятельность является определенным образом организованной. Вот почему политические объединения называются также политическими организациями. Поэтому политические объединения можно охарактеризовать как форму политических связей между людьми, связей, которые создаются на принципе устойчивого общности их политических интересов и подчинены определенным правилам.
В совокупности различные политические объединения создают политическую структуру общества, в ней каждое объединение зависимости от особенностей его внутренней организации занимает надлежащее место.
Так, государство (как политическая организация) - это такой общественный механизм, который должен защищать интересы людей, проживающих на данной территории, регулируя с помощью правовых норм отношения между ними, пользуясь для этого при необходимости и специальными органами принуждения. Именно в этом качестве государство становится главным предметом политических интересов людей. А средством овладения государственной властью для использования ее в своих интересах есть другая форма политических объединений - политические партии, их союзы и т.п.. Эти партии и союзы как политические организации должны сплотить, объединить людей в единую политическую силу, которая позволила бы достижение их главных политических целей.
В современном украинском обществе, движется по пути демократизации, процесс развития политической структуры происходит очень интенсивно. Наряду с соответствующими преобразованиями в самом государстве возникают и набирают силу различные политические партии, союзы, движения. Между ними (в зависимости от политических интересов) складываются определенные политические отношения, которые проявляются как в политическом противостоянии, так и в поисках путей к сотрудничеству. Объединяясь в различные партии и движения, граждане независимой Украины видят в этом возможность достичь своих политических целей. Итак, политические объединения людей как форма политических связей является одним из важнейших проявлений политической жизни общества.
Наиболее сложной формой проявления политической жизни и политических связей между людьми является политическая система общества. Характера и содержания этой политологической категории посвящен специальный раздел нашего пособия.
Итак, мы рассмотрели три основные формы политических связей, которые создаются в процессе политической деятельности людей и составляют основное содержание политической жизни общества: политические отношения, политические объединения, политическую систему. Формирование и функционирование каждой из этих форм отражает соответствующий уровень развития общества.

2.png