Элита в политике: понятие и эволюция теории

Начиная с XII в., Термин «элита» использовали для обозначения товаров высшего качества, а впоследствии - в сфере общественной жизни для выделения групп «лучших» людей - высшей знати, духовенства, военных.
Политическая элита (франц. elite - лучшее, отобранное, избранное) - самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа людей, наделенная особыми психологическими, социальными и политическими качествами, принимает непосредственное участие в утверждении и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или влияние на нее.
В период античности элитарный мировоззрение нашло свое отражение в трудах Платона, который считал, что государственные функции могут выполнять только избранные - те, кто получил особое воспитание и имеет опыт управления государственными делами. Людей, которые не обладают надлежащими знаниями, следует отстранить от осуществления управленческих функций, чтобы избежать хаоса в государственном управлении. Платон объяснял необходимость и естественность существования элиты учитывая свое учение о душе, которая якобы состоит из трех частей: умственной, волевой (аффективной) и чувственной. Первые две части присущи немногим избранным - аристократии, а третья - простым людям. Он отличал три своеобразных социальные группы: правителей-философов, воинов-охранников и простых граждан, составляющих управляемое большинство. Эти группы существуют в жестких социальных рамках. Однако Платон считал возможным переход (как исключение) одаренного человека из низшей социальной группы к высшему и наоборот. Опираясь на это положение, американские исследователи теории элит К. Прюит и А. Стоун называли Платона предшественником теории «циркуляции» элит. И небезосновательно: его теория оказала огромное влияние на ученых, которые развивали теорию элит на рубеже XIX-XX вв., - Итальянских социологов В. Парето и Г. Моска, немецкого философа О. Шпенгле-ра, французского ученого Ж. Сореля (Б. Муссолини называл его своим духовным отцом) и многих других.
В. Парето определял элиту как группу, к которой принадлежат самые и способные в различных сферах деятельности человека, которые получили «высокий индекс» в своей деятельности. Социальная система, по теории Парето, стремится к равновесию; это равновесие не статична, а динамична, ее динамика детерминируется элитой - меньшинством, которая правит. Выделение элиты - исходный пункт теории Парето. Для этого он предлагал статистический метод, по которому в каждой сфере деятельности человека можно установить определенный индекс, т.е. наивысшую и самую низкую оценки деятельности. Совокупность лиц, каждая из которых получила в своей сфере наивысшую оценку, Парето и называл элитой. Например, талантливый юрист иметь 10 баллов, средний - 6, неспособен - 0. Именно так он рассматривал принцип определения и формирования элиты, выводя необходимость ее существования из неравенства индивидуальных возможностей человека: богатые, талантливые, одаренные являются элитой общества. Для объяснения социальной динамики он сформулировал теорию «циркуляции элит», согласно которой элиты возникающие ни-жчих слоев общества, в процессе борьбы поднимаются в высшие, там расширяют свое влияние, достигают расцвета, а затем перерождаются и, наконец, исчезают. Этот круговорот и является универсальным законом истории. Качества, необходимые для получения и удержания власти, изменяются в течение исторического развития согласно конкретной ситуации. Парето выделял два главных типа элиты: львы, для которых характерен консерватизм, и лисы - мастера политических комбинаций. При стабильной политической системы доминируют львы, в нестабильной ситуации - лисы.
Г. Моска, как и В. Парето, разделял общество на меньшинство, которое правит, и большинство, которым правят. Он определял элиту как политическое активное группу людей, ориентированных на получение и утверждение власти. Моска считал, что основой общественного развития является не экономика, а политика. Правящая элита концентрирует в своих руках руководство государственным механизмом, а потому имеет непосредственное влияние на экономическую ситуацию в стране. С переходом от одной исторической эпохи к другой изменяется состав правящего класса, его структура, но он всегда существует, даже больше - он определяет и формирует политический процесс. Такая организованность меньшинства - одно из условий ее господства над большинством. Еще одно условие - моральная превосходство над управляемой массой, оправдывает власть меньшинства. Моска различал два принципа правящего меньшинства: активный и либеральный. Каждой эпохе, по его мнению, соответствует свой принцип, главное, чтобы он действовал как можно эффективнее.
Несколько под иным углом зрения рассматривал эту проблему Вебер, который, характеризуя роль личности в общественной жизни, место и роль элиты в управлении государственными делами, применил известно из христианской богословской литературы понятие «харизма» - исключительная одаренность. Вебер рассматривал харизматического лидера как личность, которая имеет особые способности, верит в свое предназначение, а его последователи непременно должны верить в своего лидера. Харизматический авторитет сначала не располагает никакой организованной силы, его влияние основывается исключительно на личностных характеристиках. Этим он отличается от так называемых традиционного и рационально-легального авторитетов, которые опираются на традиции и законы. Но чтобы удержать, укрепить свои позиции, харизматический авторитет должен приспособиться к повседневной жизни. Итак, харизматический авторитет со своим окружением со временем переходит в управление государственными делами, становится бюрократической элитой. Именно так чаще всего происходит замена аристократической элиты на бюрократическую, главная цель которой - компетентность. В системе бюрократии все покоренные интересам организации, а не лицу, человек в ней выполняет только определенную функцию. Вебер считал, что бюрократия - это иерархия знания, верхом которой полагаются на низы в знании частичного, а низы наверху - в знании общего.
Среди украинских мыслителей, поднимали вопрос элит, привлекает концепция "национальной аристократии» В. Липинского. Он обосновывал существование элиты в соответствии с потребностями национального возрождения, считал, что ни этнографическая масса людей, ни отдельная территория и язык не создадут нации автоматически. Чтобы сформировалась нация, нужна активная группа людей, способна лидировать в развитии и пропаганде сущностных для нации политических, государственных, культурных ценностей. Эта группа и является носителем национальной идеи, которую В. Липинский называл «национальным аристократией», как и Аристотель, считая аристократией группу лучших людей в определенный исторический период. Лучшие они потому, что организуют, структурируют, ведут страну к определенной цели, являются носителями связующей идеи. Для этого национальная аристократия должна иметь материальную силу и моральный авторитет. Только при этих условиях она может возглавить, осуществить и завершить процесс структурирования и организации нации. В. Липинский подчеркивал необходимость обновления национальной аристократии, поскольку каждому политической группировке нужны новые идеи и организаторы. Вместе обязательна обратная связь с управляемым большинством. Важным элементом этой концепции является вывод о том, что чем развитое и сложнее материальная жизнь определенной нации, тем сложнее проблемы должна решать национальная аристократия.
Существует много подходов к обоснованию необходимости существования элит. Приведем самые распространенные из них.
Биологический подход. Представители его мотивирует необходимость разделения общества на элиту и массу, опираясь на утверждение, что различие между ними является генетической: люди, принадлежащие к элите, обладают ценным, высшим биологическим, а соответственно - физическим и умственным потенциалом. На такие аргументы опирался, в частности, фашизм.
Психологический подход. Согласно ему элита и масса наделены особыми, только им присущими психологическими качествами. Среди психологических толкований элит распространенной является концепция 3. Фрейда, который считал, что дифференциация общества на элиту и массу возникла родового авторитета. Человеческой массе и отдельному человеку свойственна потребность в авторитету как воплощению родительской опеки, существовавшей в детстве. У взрослого человека это существует в сфере подсознательного и проявляется в необходимости подчиняться установленным властями нормам и правилам. Внешние противоречия - это проявление внутренних. И у каждого человека, по Фрейду, есть два начала - желание жизни (эрос) и желание смерти (танатос). У элиты преобладает первое, а в массе - второе. Массу Фрейд рассматривал как проявление агрессии первобытной орды, поэтому насилия, оказывает элита, является благом для массы.
По мнению неофрейдистов (Э. Фромм), противоречия в существовании элиты и массы обусловлены садистские мазохистски-ми механизмами. Характерные для элитарной ориентации садистские тенденции означают желание сделать других зависимыми от своей воли, стремление использовать лицо для своих целей; стремление к физическому, моральному насилию. Массе присущ мазохизм, который, по Фромму, является одним из защитных механизмов, которые помогают человеку избежать изоляции. Она убегает от свободы, ответственности за самостоятельные решения и подчиняется установленным властной элитой принципам. Отсюда вывод: существование элиты и масс психологически и политически необходимо.
Функционально-технократический подход. Его представители объясняют существование элиты как функции социальных отношений, обеспечения потребностей общества в управлении. Этот принцип нашел отражение в работах Дж. Бернхема, А. Фриша и др.. Они считают, что формирование элиты зависит от функций, которые в определенную эпоху играют в обществе главную роль. Дж. Бернхэм в книге «Менеджерская революция» утверждает, что капиталистическую систему заменит менеджеризм, есть элита руководителей - директора, руководители крупных компаний. Согласно функционально-технократическим конкуренция сейчас происходит процесс отчуждения управления от собственности, новая элита рекрутируется из всех категорий и слоев населения, развитие НТР создает условия для утверждения интеллектуальной элиты. Власть теперь - это доступ к знаниям и информации. Так происходит переход власти от элиты владельцев к элите профессионалов, специалистов производства.
Все названные концепции сходятся в том, что управление не может реализовываться всем обществом, а имеет, хотя бы по техническим причинам, осуществляться квалифицированным элитой-главным орудием, с помощью которого элита достигает своей цели, является государство, в котором основные посты занимают представители элиты ( правящая элита). Правящая элита - это группа лиц, решение которых существенно влияют на процесс функционирования и развития общественных институтов. Если рассматривать элиту в плоскости структуры власти, то она состоит из группы, которая выносит политические решения, и группы, которая осуществляет политическое давление.
Правящая элита состоит из трех взаимосвязанных элементов:
1. Политическая элита, которая является частью правящей, выступает носителем властных функций, ее влияние на систему властных отношений определяется соотношением сил внутри самой элиты, соотношением политических сил в государстве, формой политического устройства, наличием и остротой конфликтов. Политическая элита обладает незаурядными психологическими, социальными и политическими качествами, принимает непосредственное участие в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или влиянием на нее.
2. Бюрократическая элита охватывает представителей управленческого аппарата. Они имеют властные полномочия, влияющих на выполнение важных государственных функций.
3. Коммуникационная и идеологическая элита - представители науки, культуры, духовенства и средств массовой информации.
Классические концепции элит В. Парето, Г. Моски и других ученых, которые заложили основы макиавеллистской школы, ныне критикуют за чрезмерное подчеркивание психологических факторах, за игнорирование демократических и либеральных ценностей, а преувеличения роли лидеров, пренебрежение активности масс, недостаточный уровень учета сознании общества и циничное отношение к борьбе за власть.
Как альтернатива макиавеллизмом в современной политической науке распространены ценностные концепции элит, теории демократического элитизма, концепции плюрализма элит, либеральные концепции.
Ценностные концепции элит. их объединяют такие общие установки: элита - ценный элемент общества, наделенный высокими способностями в важнейших для государства сферах деятельности господствующее положение элиты отвечает интересам всего населения, формирование элиты является следствием естественного отбора обществом наиболее ценных своих представителей; элитарность - закономерный насле-док равенства возможностей, она не противоречит современной представительной демократии.
Теории демократического элитизма. Согласно им руководящая группа не только обладает определенными качествами, но и способна выполнять функцию защиты демократических ценностей (свободы личности, слова, печати, политической конкуренции).
Концепции плюрализма элит. Предполагается признание наличия многих элит одновременно, влияние которых ограничен определенными сферами деятельности; пребывания элит под постоянным воздействием масс, наличие демократической конкуренции элит; изменчивость и неустойчивость отношений власти и как следствие - отсутствие устойчивых позиций господствующего класса; условность различий между элитой и массой учитывая широкие возможности доступа к лидерству.
Леволиберальные концепции элит. Основаны на критике элитарности общества с демократических позиций, структурно-функциональном подходе к элите; признании глубоких различий между элитой и массой, сложности структуры правящей элиты.
Тип элиты основном зависит от политического режима, в котором она существует. Выделяют два основных типа элит - открытую и закрытую.
Открытая элита. Она допускает спонтанный приток новых членов, подвергая при этом остракизму (осуждению) нарушение установленных правил. Решающим критерием подбора есть личные качества, достижения в сфере деятельности, которой занимается претендент, значительная популярность (способ подбора конкурсный). Должностными требованиями являются компетентность, профессионализм (должность следует занимать согласно личных качеств - моральных, профессиональных и т.п.). Большое значение имеет общественное мнение. Открытая элита формируется по следующим принципам: экономическая значимость, политический статус, известность, профессионализм в своей сфере деятельности, поддержание собственного авторитета; внимание к общественному мнению.
Закрытая элита. Характерная для тоталитарного режима и имеет следующие признаки: отрицает спонтанность формирования, члены элиты не подвергаются остракизму за нарушение дисциплины; главное в подборе - преданность вождю с учетом личных качеств, способ подбора - кадровая политика партии и власти; должностное требование - точное выполнение директив руководства; игнорирует общественное мнение, должности часто предоставляют за приверженность руководству.
В западной политологии элиту подразделяют: по особисты мы качествами - на статическую и исполнительную; по типу воздействия - на профессиональную и групповую, в зависимости от формы правления - традиционную, внутреннюю и внешнюю; по стилю правления - демократическую, либеральную, авторитарную. Что касается отбора элит, то К. Мангейм определяет три типа: 1) на основе крови, 2) на основе частной собственности, 3) на основе интеллектуальной производительности. На его взгляд, элита крови характерна для доиндустриального общества, элита богатства - для индустриального, а элита производительности - для постиндустриального.

14.png