Политические партии в парламентах и правительствах

Политические партии играют важную роль в выборах высших и местных органов государственной власти. В основном кандидаты в депутаты выступают от политических партий. В странах, где предусмотрено государственное финансирование избирательных кампаний, существуют разные принципы возмещения избирательных расходов партии. В одних случаях государство выплачивает денежные средства из расчета количества собранных партией голосов избирателей, в других - из расчета количества мест, полученных партией в парламенте.
Партии, которые на выборах получили депутатские места, решающее влияние на формирование центральных и местных органов власти. Реальное участие партий в делах государства зависит от существующей в стране партийной системы: многопартийной, двухпартийной и однопартийной.
Уровень представительства партий в законодательном органе государственной власти является критерием признания их политического авторитета в обществе. А парламентская борьба политических партий отражает соотношение политических сил в нем. Эффективность деятельности парламентского механизма возрастает вследствие объединения депутатов в парламентских партийные группы, клубы, фракции и т.д.. Законодательство многих стран не предусматривает существования партийных объединений депутатов в парламентах, однако на практике депутаты не приступают к выполнению своих обязанностей, пока не создадут партийных фракций. Партийные объединения парламента держат в поле зрения важные вопросы, изучают законопроекты, решают, кто именно будет выступать в дебатах от имени всей группы. Стремление партии образовать парламентскую фракцию связано с тем, что только при этом условии депутаты от партии получают представительство в различных руководящих и рабочих органах палат.
В парламентах разных стран установлен минимальный количественный состав депутатов от одной партии, необходим для образования партийной фракции: в Бельгии партийную группу могут образовать не менее 3 депутатов, в Австрии - не менее 5, в Италии и Франции - не менее 20, в ФРГ - 25 , в Украине - 14 депутатов.
Кое-где существуют определенные особенности образования парламентских фракций. Во Франции, например, независимые, беспартийные депутаты и депутаты с партийными мандатами, которые из-за недостатка не могут образовать собственной парламентской фракции, вправе присоединиться к фракциям, которые близки им по политическим взглядам. При этом они не обязательно должны подчиняться установленной в этих фракциях партийной дисциплине, могут голосовать по своему усмотрению. В Италии в нижней палате депутаты партий, которые по регламенту не имеют оснований для образования своей фракции и не изъявили желание присоединиться к функционирующих партийных групп, могут образовать единую смешанную группу. Правда, такой группе трудно наладить свою работу через различные политические взгляды депутатов.
Влиятельными и авторитетными фигурами в парламенте есть председатели палат. Часто их выбирают на весь срок полномочий палаты и, как правило, эти должности занимают главы партий или блока партий, которые имеют абсолютное большинство мест в палате. Если ни одна из партий или блоков партий не имеет абсолютного большинства, на должность председателя палаты избираются на основе соглашения. В таком случае всегда председателем палаты является представитель наиболее многочисленной партийной фракции. Должности заместителей председателей палат основном распределяются между представителями влиятельных партий в парламенте.
Во многих европейских странах для руководства работой палаты созданы коллегиальные органы - бюро, президиум и т.п., в состав которых, кроме председателя палаты и его заместителей, входят секретари, которые контролируют присутствие членов палаты, наблюдают за подсчетом голосов, редактируют и подписывают протоколы заседаний палаты, и квесторы, занимающихся материальным обеспечением палаты и церемониалом. Коллегиальные органы формируются из представителей различных партий пропорционально численности их фракций. Партии, которые не имеют собственных партийных фракций, лишены возможности быть представленными в этих органах.
На деятельность парламента ощутимо влияют комитеты, комиссии палат, решение которых часто определяют решение палаты. В разных странах они формируются по-разному. Но их партийный состав зачастую определяется на основе пропорционального представительства официально признанных парламентских фракций.
Несмотря незаурядное важность участия партий в работе парламента, главная их задача - получение правительственной власти, влияние на формирование и деятельность правительства.
По президентской системы правления (США) применяется внепарламентский способ формирования правительства: глава государства является и главой правительства, назначает министров, несмотря на расстановку сил в парламенте и без участия парламента. Назначение правительства президентом без участия парламента предоставляет верхушке партии президента значительный вес в управлении государством. Как правило, министрами назначают членов партии, победившей на президентских выборах, хотя в США этой традиции придерживаются не всегда. Формируя кабинет, президент предпочитает группам и лицам, которые сделали существенный вклад в его избрание. По раскола партии, национального кризиса, президент может привлечь в свой кабинет представителей оппозиционной фракции или партии.
При парламентской системе правления глава государства не всегда является выборным лицом (в некоторых странах - монарх), он лишен права назначать министров по своему усмотрению, а только лиц, которые пользуются поддержкой большинства депутатов парламента, и должна освобождать их, как только они потеряют эту поддержку . На практике это означает, что глава государства назначает министрами представителей партии или партий, имеющих большинство мест в парламенте (часто только большинство в нижней палате парламента).
В зависимости от соотношения и расстановки партийных сил в парламенте формируются различные типы правительств - однопартийное, коалиционное (при этом в парламенте могут возникать центристские, право-или левоцентристские коалиции). Иногда исполнительную власть осуществляют «правительство меньшинства» или «служебный правительство» (образован на внепартийной основе), которые тоже опираются на поддержку парламентского большинства, к которой относятся не представлены в правительстве партийные фракции. Иными словами, не представлены в правительстве партии придают ему «внешнюю поддержку» по различным вопросам. Практикуется и формирования правительства национального единства, в который входят представители всех влиятельных парламентских политических партий. Так было в Великобритании в 1931-1935, 1935-1937 pp. и с 1940 года до окончания Второй мировой войны, когда правительство национального единства образовывали консервативная, лейбористская и либеральная партии.

11.png