Сущностные признаки и проблемы утверждения демократического политического режима

Понятие «демократия» многогранно. Его используют для обозначения типа политической культуры, определенных политических ценностей, политического режима. В узком смысле «демократия» имеет только политическую направленность, а в широком - это форма внутреннего устройства любой общественной организации. Классическое определение демократии дал А. Линкольн.
Демократия - правление народа, избранное народом, для народа.
Основными признаками демократического политического режима является наличие конституции, которая закрепляет полномочия органов власти и управления, механизм их формирования, определяет правовой статус личности и принцип равенства перед законом, а также принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную с определением функциональных прерогатив каждой из них. Для демократии характерны свободная деятельность политических и общественных организаций, обязательная выборность органов власти, разграничение государственной сферы и сферы гражданского общества, экономический и политический, идеологический плюрализм (запрещения касаются лишь анти-человеческих идеологий).
При демократии политические решения всегда альтернативны, законодательная процедура четкая и сбалансированная, а властные функции являются вспомогательными. Демократии свойственна смена лидеров. Лидерство может быть как индивидуальным, так и коллективным, но всегда имеет рациональный характер. Демократический режим характеризуют высокий уровень общественного самоуправления, преобладающий консенсус в отношениях между властью и обществом. Одним из главных принципов демократии является многопартийность. В политическом процессе всегда участвует и оппозиция, которая производит альтернативные политические программы и решения, выдвигает своих претендентов на роль лидера. Главная функция оппозиции при демократическом политическом режиме - определять альтернативные направления развития общества и составлять постоянную конкуренцию правящей элите. Сущностными признаками демократии электоральные (лат. elector - избиратель) соревнования, возможность распределения интересов, нацеленность на консолидацию общества. При демократии государство функционирует ради граждан, а не наоборот, существуют условия для дальнейшего развития гражданского общества. Демократия в политической, и в общечеловеческом понимании является магистральным путем, своеобразным идеалом будущего развития общества и человеческой цивилизации в целом.
В зарубежной и отечественной политической науке много теорий и моделей демократического развития. В. Парето создал модель "элитарной" демократии, утверждая, что переход общества к индустриальной стадии развития требует создания специального профессионального управленческого аппарата, без которого демократия невозможна. Актуальность этой модели была доказана историческим развитием общества, а отброшена лишь в 40-50-х годах XX в., Когда в политической деятельности воцарился либерализм. Согласно плюралистической теорией демократии (теорией заинтересованных групп) А. Бентли, любые группы, которые преследуют собственные интересы, влияют на власть, пытаясь достичь своих целей через политическую деятельность. Модель А. Бентли отбросили из-за опасности паралича власти и дестабилизации. Автор модели демократического элитаризма Р. Даль доказывал, что элиты между собой сотрудничают и определяют правильный способ решения конкретных проблем. Идеал демократии в принципе недостижим, но необходимо найти форму политической жизни, которая обеспечила бы соревнования политических сил, возможность политического консенсуса.
Немало современных ученых связывают содержание демократы с элитами и доказывают, что демократия благодаря выборам должна дать дорогу достойным представителям элиты, должна оберегать общество от людей, которые долго находятся у власти, предотвращать чрезмерной концентрации власти. Некоторые из современных практических политиков активно критикует толкование демократии как власти народа, предостерегает от тотальной политизации общественного организма, не сомневаясь, однако, что именно демократия постоянно поддерживает в среде правящей верхушки состояние поиска и самосовершенствования. Некоторые ученые (особенно в России) доказывают опасность сведения демократии до самого идеала.
Перед странами, которые отдали предпочтение демократическому развитию, возникает много не только экономических, социальных, но и политических проблем. Прежде всего это проблемы модернизации политической системы, приспособление ее к функционированию в условиях демократии, создание демократических политических институтов, решение гуманитарных проблем, вхождение в международные политические организации и т.п.. Модернизация - процесс постепенный и многогранный, ее задачей является поиск новых парадигм с целью мобилизации общества. Особенно важной является модернизация для переходных обществ, которые характеризуются творческим конструктивным недостатком идеалов отсутствием консолидирующих общество личностей и лидеров; политической ситуацией, которая не работает на будущее. Сама демократия, как отмечает К. Гаджиев, не может восприниматься однозначно, особенно в переходный период. Достаточно подходящим является предупреждение А. Ток-Виля о том, что тирания большинства может быть еще жестче, чем тирания меньшинства, на что тоже следует учесть при построении демократической модели общественного развития.
Среди проблем утверждения демократы, связанных с экономикой и политикой, - отставание инфраструктуры рыночной экономики от развития собственности. Именно демократия должна обеспечить легитимизацию рынка. Рынок и капитализм не могут быть самодостаточными условиями утверждения демократии. Примером этого является пиночетовский режим в Чили. Соотношение понятий «либерализм» и «демократия» тоже неоднозначно. Либерализм предпочитает свободы человека перед равенством, а демократия - равенство перед волей.
Рационально понимать демократию как форму политической самоорганизации общества, что означает определенную дистанцию ??между государством и обществом. Она является не только техническим аспектом определенных реформ, а шкалой ценностей, системой жизни, основные постулаты которого - равенство и права человека. При демократии нет места застою, идеология не вступает демократические ценности, плюрализм является источником власти, обеспечен абсолютный примат суверенитета народа.
Конституция государства, ставшего на путь демократии, должна выполнять три основные задачи: 1) фиксировать определенную форму правления; 2) закреплять и выражать согласие народа; 3) регламентировать полномочия правительственных структур. И самое главное - сначала осознать демократические ценности, а уже потом воплощать их в политической деятельности.
Чтобы стать демократом, человек, учитывая психологию, должен вырасти и социализироваться в демократической среде. В посттоталитарных странах демократические государственные институты (органы разных ветвей и уровней власти и управления, политические партии и т.д.) недостаточно интегрированы в общественный организм. Скажем, в Японии капитализация объединена с корпоративностью, потому японскую демократию иногда называют корпоративной. Именно сохранение традиционных ценностей японской ментальности позволило Японии эффективно справиться с задачами модернизации, стать одной из самых демократических стран. То есть модель модернизации должна быть оригинальной для каждой страны. Для постсоветских стран особенно важным является поиск способов органического сочетания правового государства, рыночной экономики и исторических традиций государственности. Демократия, в современном понимании, призвана обеспечить оптимальное сочетание экономической эффективности, социальной справедливости, свободы предпринимательства, социального равенства и т.п.. Важными являются стабилизация законодательства, легитимный распределение функций власти и формирование сильного центра (как политического, так и духовного), утверждение Демократической политического сознания и культуры, переосмысления собственного опыта государственного подобное.

11.png