Демократическое, социальное, правовое государство

Современное государство в процессе своей эволюции приобрела три важные характеристики: демократизма, социальной защиты и правовой сущности, которые нашли свое отражение в Конституции Украины 1996 года.
Демократическое государство - тип государства, в которой народ является источником власти, где государственные демократические социально-политические институты и демократический тип политической культуры, обеспечивающие органичное сочетание участия народа в решении общегосударственных дел с широкими гражданскими правами и свободами.
В демократическом государстве существуют реальное равенство перед законом граждан и органов управления (верховенство закона), гражданское общество, распределение властных полномочий между одними ее ветвями, эффективные механизмы сдержек и противовесов. Свидетельством демократизма государства в современных условиях являются: обеспечение эффективности в ее функционировании, наличие конкуренции в сфере государственно деятельности; установления равновесия в обществе и гармоничных отношений между государством и гражданами; высокая степень доверия населения к институтам государства.
Особое значение в современных условиях приобретает так называемая социальная государство.
Социальное государство - государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности.
Термин «социальное государство» было введено еще в 1850 г. немецким ученым-юристом Лоренцом фон Штайн. Однако его активная теоретическая разработка и практическое воплощение началось в Германии во второй половине XX в.
Опыт развитых кран убедительно свидетельствует, что зарождение и формирование социального государства происходит не спонтанно, а на основе целенаправленной государственной политики. Переход к государству указанного типа возможен лишь при условии осуществления системной стратегии реформ, которая связывает в целостный комплекс движение к социально-рыночного хозяйства, гражданского общества, правового государства с целенаправленным формированием институтов социального государства.
К важнейшим принципам поддержания гармоничных отношений между гражданами и государством, которые способствуют наполнению функционирования государственного механизма социальным содержанием, относятся принципы солидарности и суб-сидарности.
Солидарность предполагает единство и целенаправленное объединение различных групп и слоев общества вокруг основных определенных государством целей и ценностей, как текущих, так и на долгосрочную перспективу. Идея солидарности основывается на помощи сильных слабым, на взаимной поддержке и обязанностях граждан перед государством и друг перед другом.
Принцип субсидарности получил развернутое обоснование в социальном учении католической церкви и приобрел социально-государственного содержания в практике государственного строительства ФРГ и др.. развитых стран Запада. Согласно этому принципу высшие эшелоны управления выполняют только те задачи, которые оказываются не под силу ниже рангом органам и призваны помогать последним в поддержании их самостоятельности и собственной ответственности. Инициированная государством субсидарную способствует преодолению потребительской психологии у граждан и их объединений, функциональной перегрузки государства, некон-трольованого разрастания бюрократии, а также стимулирует групповую и личную инициативу населения.
Следует учитывать и то, что социальное государство в каждой стране формируется, исходя из специфики национальных, исторических, социально-политических, географических условий и традиций сосуществования в рамках конкретного общества. Согласно этому создается модель, которая дает возможность найти собственный, оптимальный путь к социальному государству.
Теория правового государства берет свое начало с античности. Древнегреческий философ Платон писал, что государственность возможна только там, где господствуют справедливые законы, «где закон - владыка над правителями, а они его рабы». Начиная с Нового времени, теория правового государства была дополнена благодаря непосредственному обращению к идее прав человека. Передовые мыслители эпохи становления капитализма в XVII-XVIII вв. сформулировали принцип разделения властей, положенный в основу теории правового государства. Так, немецкий философ И. Кант, с именем которого связывают создание этой теории, считал, что государство обеспечивает торжество права и подчиняется его требованиям. Гражданское правовое положение, по его мнению, основывается на таких априорных принципах: свобода каждого члена общества как человека, равенство его с каждым другим как подданного, самостоятельность каждого члена общества как гражданина. Еще один немецкий философ М. Вебер сформулировал принципы правового государства: управление - процесс применения права; управляющие не являются верхами общества, богачами, вождями, а должностными лицами с ограниченной властью; Государственная администрация полностью подчиняется праву, а не лицам; граждане подчиняются не начальству, а только праву, чиновник реализует или помогает реализовать.
Правовое государство - тип государства, основными признаками которой являются верховенство закона, разделение властей, правовой защите личности, юридическое равенство гражданина и государства. Правовое государство характеризуют:
- Верховенство закона и его господство в обществе, равенство перед законом самого государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан;
- Превосходство представительных органов власти, их открытость и публичность, отсутствие любой диктатуры;
- Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, что создает систему взаемостримування и взаемопротиваг ветвей власти;
- Гарантия прав и свобод личности в рамках законности, взаимная ответственность государства, объединений граждан и
индивидов;
- Высокий уровень общественных структур, возможность общественных объединений и лица участвовать в управлении обществом, соблюдение принципов всеобщего, прямого, равного избирательного права;
- Контроль государственной власти со стороны общества, граждан и их организаций;
- Ответственность государства перед мировым сообществом правовых государств;
- Органическая связь прав и свобод граждан с их обязанностями, ответственностью, законопослушность, самоконтролем, самосознанием, правовой культурой.
Кроме строгого соблюдения законов общество предполагает еще одно принципиальное требование - соблюдение общепринятых норм морали. Право и мораль всегда были, есть и будут факторами человеческого бытия и гуманизма.

8.png

Дополнительно