Материалы

Политическое лидерство

политическое лидерствоСущность и типология политических лидеров. Рассматривая этот вопрос, необходимо обратить внимание на то, что проблема лидерства стала предметом научного изучения очень давно. Ею занимались еще Платон и Аристотель. Позже Макиавелли описал образ лидера-государя, который любыми средствами достигает политических целей. Ницше считал, что стремление к лидерству - это проявление «творческого инстинкта» человека; лидер имеет право игнорировать мораль - оружие слабых. По мнению Фрейда, народные массы требуют авторитетного лидера так, как семья нуждается авторитетного отца.
Какое определение можно дать категории «лидер»? Лидер (англ. leader - вождь) - авторитетный член организации или малой группы, особое влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах, ситуациях. Лидер - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного общества.
Многие исследователи лидерства опираются на типологию, которую разработал немецкий социолог и политолог М.Вебер. Он выделяет три типа лидерства:
1) традиционное;
2) харизматическое;
3) рационально-легальное.
Традиционное лидерство - это право на лидерство, принадлежность к элите, вера в святость традиций (характерно в основном для «доиндустриального общества»). Традиционное лидерство основано на вере подчиненных в том, что власть законна, поскольку она существовала всегда, и эта власть связана с традиционными нормами, на которые ссылается правитель, организуя свою деятельность. Правитель, который презирает традиции, может быть лишен власти.
Харизматическое лидерство характеризуется верой подчиненных в необычайные способности вождя и его исключительность. Широкие массы населения свято верят в то, что такой лидер призван самой жизнью выполнять какую-то исключительную миссию, а потому они бывают даже фанатично преданные такому человеку. В данном случае власти следует не из юридических норм, а из личных качеств правителя. Именно такими руководителями, по мнению Вебера, являются вожди революций, опытные дальновидные политические деятели, религиозные лидеры.
И наконец, рационально-легальное лидерство означает появление в общественной жизни политического лидера через демократические процедуры выборов, оговоренных законом. В этом случае демократическим путем избранному лидеру предоставляются широкие (по закону) полномочия, за злоупотребления и нарушения которых он несет ответственность перед избирателями.
В различных исследованиях определяются десятки различных определений лидерства:
- Функция личности, которая обладает определенными чертами;
- Следствие силы личности;
- Фокус группового процесса;
- Искусство установления согласия между людьми;
- Личный социальный контроль;
- Поведение индивидуума, который включен в управление групповой деятельностью;
- Способность влиять на людей прежде всего эмоционально и т.п. и т.д.
По стилю различают авторитарное лидерство предполагает единоличное влияние и основывается на угрозе силой, и демократическое лидерство, которое позволяет членам группы участвовать в управлении ее деятельностью и определении целей.
По видам выделяют формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер связан с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. Неформальный - возникает на основе личных взаимоотношений участников.
Эти виды лидеров либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт, и тогда эффективность работы организации уменьшается.
Лидерство - элемент структурализации группы. Его существование и функционирование определяются объективными потребностями организации социальной жизни. В этих потребностях, в особенностях социальной и политической организации общества следует искать объяснение характера лидерства.
В политической жизни по характеру и масштабам деятельности различают лидеров трех уровней:
- Лидер первого уровня - малого группы;
- Лидер второго уровня - общественного движения (организации, партии);
- Лидер третьего уровня - политик, действующий в системе властных отношений в национальном масштабе.
Лидер малой группы выдвигает небольшой коллектив людей, имеющих общие интересы. Характерный признак этого уровня - лидерство формируется на основе личных качеств человека, которые оцениваются группой непосредственно в процессе совместной групповой деятельности. Лидеру малого группы присущи, как правило, организаторские способности, умение общаться, деловитость, предприимчивость, прагматизм.
Лидер малой группы имеет много шансов выдвинуться в лидеры другого уровня и стать лидером общественного движения (организации, партии). Существует постоянный и разнообразный связь между лидерами малых групп и лидерами общественного движения. Но лидер общественного движения должен иметь много других качеств. Это связано со сферой общественной жизни, где сталкиваются интересы классов, социальных слоев, национальных и иных общностей, а через них - интересы каждого человека.
Какие же черты должны быть присущи лидеру общественного движения? Не претендуя на полноту, выделим следующие: высокая работоспособность, аналитический ум, компетентность, ярко выявлена ??склонность к общественной и государственной деятельности, жесткость принципов и убеждений при способности к восприятию альтернатив и поиску нового, умение убеждать и вести за собой людей, оптимизм, внимание к человека и т.п..
Лидерство в национальном масштабе - это:
- «Дистанционное» лидерство (лидер и его последователи не имеют прямых контактов с населением; их отношения с народом опосредуются массовыми коммуникациями, организациями, людьми, которые обслуживают политическую машину);
- «Багаторольове» лидерство (лидер ориентируется на желания своего непосредственного окружения, политической партии, бюрократической исполнительной машины, широкой общественности и его задача - поддерживать равновесие между этими, часто очень противоречивыми, желаниями);
- Фактическая корпоративность, хотя формальная индивидуальность лидерства.
Лидер в бюрократизированной обществе (президент, премьер и т.д.) являются лишь продуктом «организованной активности», символической фигурой: его роль выполняют другие люди - его штаб, «исполнительная элита». Современный государственный лидер действует в рамках определенных законов, устоявшихся норм. А вся бюрократическая машина «работает» независимо от смены лидеров. Лидеры лишь подписывают указы и распоряжения, которые разрабатывают специалисты экономических, юридических, военных и других вопросов. Этим, между прочим, объясняется и возможность появления очень смутных, «серых» лидеров.
Роль лидеров особенно значительным в переломные периоды развития, когда от них требуется быстрое принятие решений, способность правильно понять конкретные задачи. При этом распространено мнение, что «сильный лидер» может решить все проблемы. Действительно, на каком-то этапе жесткий, требовательный лидер в состоянии повысить эффективность управления группой, партией или государством. Однако его основная задача - возбуждать активность, поощрять всех членов партии или правительства к эффективному труду.

5.png