Материалы

Политическая мысль древнего мира

политическая мысль древнего мираРассматривая вопрос о политике и политические учения в Древнем мире необходимо обратить внимание на то, что история социально-политических учений является одной из важнейших составляющих духовного мира человечества. Она выступает как результат деятельности многих поколений мыслителей, интересовавшихся проблемами общественной и государственного устройства, политики, взаимоотношениями личности и общества. Изучая историю социально-политической мысли, мы не только удовлетворяем законный интерес к прошлому: идеи, появившиеся в течение исторического развития человечества, продолжают оказывать влияние на современные социально-политические процессы. Благодаря духовным контактам, взаимовлияния различных учений, «наследственности» их развития формировались универсальные, общие для всех людей ценности.
Следует сосредоточить внимание на том, что первые попытки объяснить общественные порядки видим еще во времена разложения общинного строя и возникновения классового общества. В мифах древних египтян и индусов, вавилонян и китайцев, персов и евреев нашли свое отражение попытки понять основы общественной жизни, природе власти. В этих мифах обосновывались идеи божественного происхождения человеческих взаимоотношений, вечности и неизменности социального устройства. Однако в них ощущается и тревога, порожденная распадом общинных связей, расколом общества на богатых и бедных, конфликтами между различными группами людей. Еще в III-II тысячелетиях до н.э. мышление людей вполне было под властью мифологических представлений об окружающем мире. Но уже в I тысячелетии до н.э. с развитием общественного производства, что обусловило взлет в духовной культуре, человечество делает свои первые шаги к рациональному самопознания.
Настоящей вершиной политической мысли Древнего мира считается политическая философия Древней Греции. Различные социально-политические учения, возникшие здесь, включают в себя, как в зародыше, почти все позднейшие теории. Древние греки были богато одаренными, энергичными и свободолюбивыми гражданами. Достижение этого народа, которые удивляют нас до сих пор, во многом поясняються сложившимся в Элладе типом государства и общества. Речь идет о полисы - государства представляли собой общины свободных граждан. Форма такой организации общины возникла вследствие победоносного развития демократических движений, в которых народ - демос - в борьбе с родовой знатью отстоял свое право на свободу. Социальное мышление постепенно освобождалось от мифологических идей. На почве демократических учреждений полиса в период наивысшего расцвета государственности в Греции (V-IV вв. До н.э.) возникли и закрепились идеи о равных правах граждан полиса, о первичности общественных интересов по личным, а также представления о свободном человеке, принципиально отличается от раба. Мыслители Древней Греции активно разрабатывали учение, в которых обосновывалась идея совершенства и эффективности функционирования рабовладельческого государства.
Мнения аристократии выражал Платон (427-347 гг до н.э.). Его идеи оказывали огромное влияние на всю последующую историю социально-политической мысли.
Платон мечтал основать идеальное государство. Он даже написал специальное произведение под названием «Государство». Политический идеал Платона - аристократический государственный строй, «власть лучших». Он выступает с резкой критикой рабовладельческой демократии, осуждает не только демократию - с ненавистью относится к тирании, олигархии (власти богатых), тимократии (власти военных). Всем этим формам организации власти мыслитель противопоставляет свой проект совершенного государства и правления.
Основная суть платоновского государства - справедливость, которая заключается в тщательном выполнении каждым членом общества своих обязанностей. Последние определяются природными наклонностями человека. Во главе такого государства стоят философы, которые на основе вечных идей мудро управляют обществом.
Огромную роль в истории социально-политической мысли сыграл другой античный мыслитель Аристотель (384-322 гг до н.э.). Аристотель рассматривал государство, которое он как-то отождествлял с обществом, как форму общения граждан. Человек, по его мнению, является существом политическим, и она может себя реализовать только в обществе и через общество. Государство, утверждал Аристотель, возникла не из-за соглашения между людьми, а естественным путем - из семьи и поселищ как наиболее совершенная форма общения людей. Цель создания государства заключается не только в том, чтобы решать экономические и политические вопросы, но и в том, чтобы не позволять людям делать несправедливость, помогать им удовлетворять материальные потребности. Служение общему благу было для Аристотеля критерием правильности государственной формы, а лучшей формой государства он считал полет (правление большинства в интересах всех).

9.png

Товары для котовмоя Софи