Материалы

Формы государственного правления и государственного устройства

Форма правления - организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Существуют две основные формы государственного правления - монархическая и республиканская.
Монархия (от греч. Monarch / a - единовластие) - форма правления, при которой верховная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках одного лица - главы государства - наследственного монарха.
Монархии делят на абсолютные, конституционные и теократические.
Абсолютная монархия - форма правления, при которой глава государства (монарх) - главный источник законодательной и исполнительной власти (осуществляется зависимым от него апа-ратом). Он устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами (Саудовская Аравия, Оман). В рабовладельческих и феодальных государствах абсолютные монархии были близки к неограниченной деспотии.
Конституционная монархия - форма правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, законодательные функции переданы парламенту, исполнительные - правительству. Здесь монарх является верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, формально назначает правительство, меняет министров, имеет право распоряжаться военными и политическими силами, издавать приказы, отменять принятые парламентом законы, распускать парламент и т.д.. Однако фактически эти полномочия, как правило, принадлежат правительству (Бельгия, Дания, Великобритания, Япония, Норвегия, Швеция, Малайзия, Бутан, ОАЭ).
В зависимости от степени ограничения власти монарха конституционные монархии делятся на дуалистические и парламентские. Дуалистическая монархия - форма правления, при которой полномочия монарха ограничены в сфере законодательства (приоритет принадлежит парламенту), но достаточно широкие в исполнительной власти. Монарх (глава государства) формирует правительство, которым руководит лично или через назначенного премьер-министра. Эта форма правления была характерна для буржуазных государств XIX ст. (Германия за Конституции 1871 p., Япония по Конституции 1889 г.). В настоящее время она не существует. Парламентская монархия возникла в Англии, где законодательная власть сосредоточена в парламенте, исполнительная - в правительстве во главе с премьер-министром. Монарх при этой форме правления не имеет конституционных полномочий по решению важных государственных дел, является символической фигурой, носителем традиций страны.
Теократическая монархия (греч. theokratia - власть Бога) - форма государства, в котором политическая и духовная власть сосредоточена в руках церкви (Ватикан, Катар, Бахрейн).
Республика (лат. respublika, от res - дело, public - общественный) - форма государственного правления, при которой высшая власть принадлежит выборным представительным органам, а глава государства избирается населением или представительным органом.
Это прогрессивная по сравнению с монархической формой правления. Сейчас в мире существует 143 республики (почти 3/4 от общего числа государств). В зависимости от ответственности правительства - перед президентом или парламентом - различают три формы республиканского правления: президентской, парламентской и полупрезидентскую.
Президентская форма правления. Введенная США в 1789 г. При этой форме главой государства и правительства является президент, избираемый всенародным голосованием. Правительство назначается президентом, подотчетен ему и не ответственен перед парламентом. Парламент обладает всей полнотой законодательной власти, независимый от президента, который не правомочен распустить парламент, но имеет право «вето» - не согласиться с принятым парламентом определенного закона. Широкие конституционные полномочия обусловлены широкой социальной базой его избрания путем всеобщих выборов. Президент не несет ответственности перед парламентом. Однако в случае нарушения конституции страны, он может быть привлечен к уголовной ответственности, но при соблюдении особой процедуры - импичмента (процедура обвинения высших должностных лиц). Считается, что эта форма правления отражает специфику политического развития современного общества, которое требует сильной исполнительной, интегрирующей и координирующей власти. Сейчас президентская форма правления действует в СЕЛА, Мексике, Аргентине, Иране, Швейцарии и других странах.
Парламентская форма правления. При этой форме главой государства является президент, но полнота исполнительной власти принадлежит правительству. Глава правительства (премьер-министр) - фактически первое лицо в государстве. Свои полномочия, помимо чисто представительских, президент осуществляет с согласия правительства. Акты президента вступают в силу после подписания премьер-министром или одним из соответствующих министров. Президента выбирают, как правило, парламентским путем (парламент или особая коллегия, в которую входит депутатский состав). Президент назначает правительство не на свое усмотрение, а из представителей партий или коалиции партий, имеющих большинство мест в парламенте. Вотум парламентского недоверия правительству влечет либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Типичные примеры парламентской республики - Италия, Германия, Австралия, Исландия, Ирландия и др..
Полупрезидентская (смешанная) форма республиканского правления. Она сочетает в себе признаки президентской и парламентской республик. Президент - глава государства. Он предлагает состав правительства и кандидатуру премьер-министра, которые подлежат обязательному утверждению парламентом. Формально правительство возглавляет премьер-министр, однако президент обладает правом направлять деятельность правительства. Правительство ответственно перед парламентом, однако возможности парламентского контроля за деятельностью правительства ограничены. Президент, избираемый на основе всеобщих выборов, имеет право роспуска парламента. Такая система действует во Франции, Финляндии, Португалии, Украине и других странах.
Государственное устройство - способ организации административно-территориальной, национально-территориального единства государства, особенности отношений между ее составляющими.
Различают простые (унитарные) и сложные (федеративные, конфедеративные) государства.
Унитарное (лат. unitas - единство, однородный, что составляет целое) государство - единственное государство, разделенное на административно-территориальные или национально-территориальные единицы, не имеющие политической самостоятельности, статуса государственного образования.
В таком государстве сформирована единая система высших органов власти и управления, действует единая конституция и единое гражданство. Во многих унитарных государствах существуют автономии, которые отличаются от обычных административно-территориальных единиц разделения широкими полномочиями. У них одновременно с обще-государственными законами по отдельным вопросам действуют региональные законы, конституции и т.д., если они не противоречат законам государства в целом. В автономиях независимо от центральных органов действуют автономный парламент, правительство (однако автономия не является государственным образованием). Большинство западных развитых государств - унитарные (Франция, Швеция, Польша, Финляндия и др.).. Унитарным есть и государство Украина.
Федерация - союзное государство, в состав которой входят государственные образования - субъекты федерации.
Субъекты федерации имеют суверенитет, сохраняют относительную самостоятельность. Основные признаки федерации: единая территория и вооруженные силы, общие таможня, денежная и налоговая системы, общая конституция при наличии конституций субъектов федерации, совместное правительство, единое законодательство и гражданство (двойное - для субъектов федерации). Однако субъекты федерации правомочны принимать законодательные акты в пределах своей компетенции, создавать собственную правовую и судебную систему. Однако субъекты федерации не могут быть полностью независимыми во внутренней и внешней политике. Они добровольно делегируют центральным органам федерации часть своих полномочий. В случае нарушения федеральной конституции центральная власть вправе принять по ним меры принуждения. Субъекты федерации не обладают правом сецессии (выхода из федерального союза). В мире 20 федеративных государств (штаты - в США, Мексике, Бразилии, Венесуэле, Австралии, Индии, Малайзии и др..; Земли - в Германии, Австрии; кантоны и напивкан-тона - в Швейцарии; провинции - в Аргентине, Канаде).
Конфедерация (лат. confederatio - союз, объединение) - союз суверенных государств, которые сохраняют независимость и объединены для достижения определенных общих целей (преимущественно внешнеполитических, военных), для координации своих действий.
По конфедерации существует центральный руководящий орган, которому предоставлены точно определенные полномочия. Его решения принимаются и осуществляются только с согласия всех государств, входящих в состав конфедерации. При этом, конечно, не существует единой территории и гражданства, общей налоговой и правовой системы и тому подобное. Правовой основой конфедерации является союзный договор, тогда как для федерации - конституция. Средства конфедерации состоят из взносов ее субъектов. Это непрочная форма государственного объединения. Она предшествует возникновению федерации или распада на самостоятельные государства. Сейчас конфедераций в мире не существует. В прошлом конфедеративным был строй в СЕЛА (1776-1787), Швейцарии (до 1848), Германский союз (1815-1867). Правда, термин «конфедерация» употребляется в названиях швейцарской и канадской государств, но это не меняет природы их федеративного устройства.

12.png