Материалы

Понятие «государство» и теории ее происхождения

Определяющим звеном политической системы и ее подсистемы - политической организации - является государство.
Государство - форма организации общества, носитель публичной власти, совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом от имени народа.
Иногда понятие «государство» употребляется как синоним понятий «общества», «страна» или для обозначения совокупности связей между гражданами и органами управления, между этими органами (например, парламентом и правительством). В повседневной речи государство отождествляется с властью, правосудием, администрированием, контролем и т.д..
Государство характеризуют:
- Организация власти по определенным территориальным принципом: разделение населения по территории проживания, а не за кровно-родственным признакам;
- Всеобщность (государство охватывает своим влиянием всех людей, проживающих на ее территории, в том числе граждан других государств);
- Наличие публичной власти, осуществляемой лицами, занятыми исключительно управлении обществом и охраной установленных в нем порядков (государственные чиновники);
- Право и возможность проводить внутреннюю и внешнюю политику от имени всего общества;
- Монопольное право на принудительное воздействие в отношении населения и наличие особой системы органов, учреждений и орудий принуждения (армия, полиция, суд, тюрьмы), которые выполняют функции государственной власти;
- Суверенное законотворчество (право издавать законы и правила, обязательные для всего населения);
- Монопольное право на сбор налогов для формирования общенационального бюджета, содержание государственного аппарата.
Эти признаки определяют внутренние и внешние государственные связи как необходимую форму существования и развития современных обществ (народов).
Место и роль государства в политической системе определяются основными принципами ее функционирования:
- Верховенство публичной власти;
- Сохранение единства государства, основанного на достижении согласия между теми, кем управляют, и теми, кто управляет, независимо от состава правительства и правящей партии;
- Достижение единства государства через соответствующее связь с социальными силами общества (классами, группами, нациями, политическими партиями и т.д.), с помощью права и возможности осуществлять внутреннюю и внешнюю политику от имени народа, через органическое взаимодействие с гражданским обществом в целом.
Государство возникло на определенной стадии развития человечества. Политическая, правовая литература представляет различные теории происхождения государства.
Неисторическая теория, ее выдвинул Аристотель, провозгласив: природа человека как «политического существа» определила ему жить в обществе, и поэтому государство является естественным продуктом развития человеческих сообществ.
Теологическая теория. Включая аналогичные по содержанию традиционные концепции христианской культуры, по которым государственная власть возникла по воле сверхъестественного фактора - Бога. Особого смысла божественное происхождение государства и власти получило в теории Ф. Аквинского. Всякая власть от Бога, утверждал он. Государство есть необходимость, ее цель - «общее благо». Существует «естественный закон», заложенный Богом в сердца людей. Этот «божественный закон» выше «естественного». Поэтому церковь - выше государства, ее законы не должны нарушать правители.
Современная католическая церковь поддерживает божественный генезис идеи о государстве и принципы власти. Существует даже политическое направление - клерикализм, который стремится к усилению влияния церкви на все сферы жизни и государство.
Патриархальная теория, ее основателем был английский философ Роберт Филмер (XIII в.). По его мнению, государство возникло в процессе механического объединения родов в племена, племен в широкие целостные образования, до государств (при сохранении принципа патриархальной, покровительственной власти вроде первобытных форм). Итак, государство является расширенной формой патриархальной власти, осуществляемая от имени всех и для общего блага.
Теория общественного договора. В XVII и XVIII вв., В монархически-абсолютистскую сутки в Европе возникли различные теории общественного договора происхождения государства. Расцвета договорная теория получила в период развития капиталистических отношений, ее отстаивали английские философы Гоббс и Локк и французский философ Ж.-Ж. Руссо. Правда, такие взгляды выдвигал еще древнегреческий философ Эпикур.
Сущность указанной теории в том, что государство возникает не по воле Бога, а создается добровольно общественным договором суверенных граждан с правителем по законам человеческого разума. Требования разума - это требования естественного права граждан на жизнь, свободу, равенство, неприкосновенность имущества и т.п.. Закон, власть обязаны удовлетворять естественное право людей, защищать их. Ради этого граждане предоставляют правителю и правительства (государства) соответствующие полномочия, добровольно обязуясь подчиняться их воле, закону.
Теория подчинения (конфликтно-насильственная), ее основателем является польско-австрийский социолог Л. Гумплович. Основываясь на концепции социального дарвинизма (перенос на общество сформулированного Ч. Дарвином закона борьбы видов за существование и выживание), он считает, что возникновение государства является результатом завоевания организованными и сильными группами людей хуже организованных и слабых сообществ. То есть государство становится формой господства победителей над побежденными, сильных над слабыми. Это результат социального конфликта, абсолютной враждебности, органически присущей людям.
Классовая теория, ее основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что возникновение государства - это естественно-исторический, объективный процесс. Государство начинается в поздней фазе общинно-племенного строя и развивается на протяжении длительного исторического периода. Основными условиями ее утверждения (III-IV тыс. до н. Э) были появление дополнительного общественного продукта вследствие совершенствование производительных сил и производственных отношений, возникновения имущественного неравенства, разделения труда, а также классов. Вследствие этих процессов деятельность по управлению обществом постепенно трансформируется в относительно самостоятельную функцию, которую осуществляет господствующий класс. Этот класс (в антагонистическом обществе) с помощью государственного аппарата («государственной машины») держит в повиновении все остальные классы и слои населения, благодаря владению средствами производства эксплуатирует их. В социалистическом, неантагонистические обществе, по мнению создателей теории, государство из орудия подчинения одних людей другими превращается в орудие построения нового, справедливого общества. При коммунизме государство уступит место коммунистическому общественному самоуправлению.
Относительно классового характера государства, сейчас существуют другие точки зрения. Например, американские политологи Дж. Гэлбрейт, Р. Харрод, А. Кросленд и другие утверждают, что социально-классовый фактор не является доминирующим в развитии государственности. Государство постепенно деполитизуется. По развитого демократического общества она становится нейтральной, надклассовой силой и одинаково отражает интересы всех слоев общества. Другой позиции придерживается французский социолог М. Дюверже, который, сомневаясь в возможности любой деполитизации государства, выдвинул положение о ее двусторонность как субъекта власти. Такая двусторонность обусловлена ??тесным переплетением в функциях государства классовых и общесоциальных ориентаций. Поэтому, с одной стороны, государство является выразителем интересов господствующего класса, а с другой - гарантом социального порядка, выгодного всему обществу.

7.png