Материалы

Понятие легитимности и принцип разделения властей

Легитимное отношение к правовым нормам страны - одно из современных представлений о сущности власти, при которой правовые нормы имеют демократическое содержание и вытекают из суверенитета народа как абсолютного первоисточника закона.
Легитимность политической власти - форма поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления правления государством или отдельными его структурами и институтами.
Легитимность не является синонимом законности, поскольку политическая власть не всегда опирается на право и законы, но всегда пользуется определенной поддержкой хотя бы части населения. Основными источниками легитимности, как правило, выступают три основных субъекта: население, правительство и внешнеполитические структуры. Различные возможности политических субъектов поддерживать определенную систему правления предусматривают разные типы легитимности власти. Самой известной является классификация типов власти, предложенная М. Вебером:
- Традиционный, который опирается на веру в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть по этой традиции;
- Харизматичный (греч. charisma - милость, благодать, дар Божий, исключительный талант), основанный на вере в сверхъестественное святость, героизм или другие исключительные достоинства обладателя и созданной или полученной им власти;
- Рациональный (легальный), основанной на вере в законность существующего порядка, профессионализм властных структур.
Легитимность обладает свойством изменять характер и степень поддержки власти и ее институтов. В связи с этим можно говорить о кризисах легитимности.
Кризис легитимности - снижение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественные изменения их ролей и функций.
В современных условиях общественно-политического развития кризиса легитимности вызванные неспособностью органов власти осуществлять свои функции, нелегитимных формами насилия над людьми, несостоятельностью правительства адаптироваться к динамичному изменению условий общественного развития, разрушением конституционного порядка, разрывом между конституционными нормами и практикой их воплощения, отсутствием серьезных структурных изменений .
Современный российский политолог Александр Соловьев, обобщив теоретический и практический опыт, предложил такие пути и средства выхода из кризисных ситуаций:
- Поддержка постоянных контактов с населением;
- Проведение разъяснительной работы относительно своих целей;
- Усиление роли правовых методов достижения целей и постоянного обновления законодательства;
- Уравновешенность ветвей власти;
- Выполнение правил политической игры без ущемления интересов сил, которые принимают в ней участие;
- Организация контроля со стороны организованной общественности за различными уровнями государственной власти;
- Укрепление демократических ценностей в обществе;
- Преодоление правового нигилизма населения и т.п.. Доминирующим принципом механизма функционирования государственной власти является принцип ее разделения.
 Основоположниками теории разделения властей считают английского философа Д. Локка и французского просветителя, правоведа, философа Монтескье, хотя эту идею высказывал еще древнегреческий историк Полибий. По этой теории, для правильного и эффективного функционирования государства должны существовать независимые друг от друга законодательная, исполнительная и судебная власти. Это создает систему «сдержек и противовесов» провода усиления одной ветви власти, сосредоточение власти в одном центре, злоупотребления ею способствует продуманности, взвешенности,
Носителем законодательной власти, как известно, есть высший баланса в принятии решений, а следовательно и действенности политического руководства и управления. Соответственно формируется особый механизм обеспечения свободы и независимости отдельного индивидуума, его захисту.представницький государственный орган - парламент, исполнительную власть осуществляют - президент, правительство, министерства и ведомства, государственно-административные учреждения; судебную власть - независимые суды, подчиненные только закону.
Впервые такая система власти была законодательно закреплена в Конституции США (1787). Зафиксирована она была и в Конституции Украинской казацкой республики в 1710 г. (Конституция гетмана П. Орлика). Принцип разделения властей уже закреплен в большинстве конституций стран мира. Утвердился он и в Украине.
Сейчас говорят и о власти средств массовой информации, называя ее «четвертой властью», а также о «власть» общественного мнения и т.д.. Французский социолог Р. Арон считает, что власть не является глобальным, неделимым монолитом, она распылена среди многочисленных субъектов, институтов. Однако практика знает политические системы, которые функционируют в условиях единства власти. В этих системах власти (преимущественно исполнительная) сосредоточена в одних руках (политической партии, военной элиты и т.д.) и подчиняет себе все другие ветви, которые действуют формально. Это возможно при тоталитарных или жестких авторитарных режимов (фашистские, полуфашистские, военные диктатуры, абсолютные деспотические монархии и т.д.).
Существует общественно-политическое течение, которое отрицает любую форму политической, экономической и духовной власти, - анархизм. Он не признает государство как форма организации общества, отстаивает ничем не ограниченную свободу человека как самоцель.
Такие идеи известны еще в политической мысли древнего мира. Первым обратился к анализу политических и экономических форм анархизма в конце XVIII ст. английский писатель Уильям Годвин. Как общественно-политическое течение анархизм формировался в 40-70-х годах XIX ст. в странах Западной Европы. Ведущие его теоретики П.-Ж. Прудон, М. Штирнер, М. Бакунин, П. Кропоткин.
Непризнание анархизмом политической власти как важного и необходимого института общественной жизни неизбежно приводит к отрицанию власти вообще и демократических форм ее реализации, в частности. Однако анархизм Спрод-ковал и некоторые актуальные даже для настоящего идеи, отрицая деспотизм, культ единоличного правления, подавления личности, отстаивая идеал взаимопомощи и солидарности людей, регулирующие возможности самоорганизации и саморегуляции подобное.
Итак, политическая власть, ее механизм должны:
1) обеспечить законные права граждан, их конституционные свободы;
2) утверждать право как стержень общественных отношений и самим уметь подчиняться праву;
3) выполнять функции развития государства (хозяйственные, культурные, социальные и др.).

2.png