Материалы

Формы и механизм политической власти

Основными формами политической власти является господство, политическое руководство и управление. Господство - это абсолютное или относительное подчинение одних людей (социальных групп) другим. Политическое руководство и управление реализуются через принятие стратегических и тактических решений к объектам власти, через организацию, регулирование и контроль их развития. Но практика властвования свидетельствует о существовании некорректных, а порой и аморальных форм и средств: подкуп, обман, обещания, шантаж, искусственные препятствия, популизм и т.п.. Все это наносит ущерб истинной демократии, подрывает престиж власти, вызывает к ней недоверие народа, чревато социальными конфликтами.
Формы политической власти различают и по критерию главного субъекта правления. К ним относятся:
- Монархия - единовластное (абсолютное или конституционному ограничением) наследственное правление одного лица (монарха);
- Тирания - единоличное деспотическое правление вследствие насильственного захвата власти;
- Аристократия - власть лучших, то верховой, знатной, привилегированной группы;
- Олигархия - власть немногих богатых;
- Тимократия - особая форма олигархии, по которой государственная власть принадлежит привилегированной большинства, обладающего высоким имущественным цензом, часто - военной силой;
- Теократия - власть церкви;
- Охлократия - власть толпы, которая опирается не на законы, а на сиюминутные настроения и капризы толпы, которая часто подвергается воздействию демагогов, становится деспотической и действует тираническое;
- Демократия - власть народа на основе закона и обеспечения прав и свобод граждан. Современные исследователи выделяют еще власть партократии (партийной верхушки, номенклатуры), бюрократии (господство высшего государственного чиновничества, разгул надцентрализованости и заформализованости в государстве), технократы (решающее влияние в обществе осуществляет научно-техническая элита; господство технологического мышления).
Политическая воплощается через механизм властных отношений. Польский политолог Ежи Вятр предложил такую ??его структуру:
- Наличие во властных отношениях не менее двух партнеров;
- Волеизъявление обладателя осуществляется в виде определенного акта, который предусматривает санкции за неподчинение его воле;
- Обязательное подчинение тому, кто осуществляет власть;
- Социальные нормы, закрепляющие право одних издавать акты, другие - им подчиняться (правовое обеспечение).
Такой механизм властных отношений, четко работая, обеспечивает оперативность и действенность взаимосвязи субъекта и объекта, реализацию функций. Такими функциями являются:
- Интегративная (в объединении социально-политических сил общества);
- Регулятивная (направляет политическую волю масс на регулирование жизнедеятельности общества, правотворчество);
- Мотивационная (формирование мотивов политической деятельности, прежде общезначимых)
- Стабилизирующая (нацеленность на устойчивое развитие политической системы, гражданского общества).
Совершенствование и демократизация политического управления предполагает поиск новых способов реализации власти и определенные требования к ней. Учитывая это российский политический мыслитель Иван Ильин (1882-1954) сформулировал шесть аксиом государственной власти:
1. Государственная власть не может принадлежать никому, кроме тех, кто имеет правовое полномочия. Правосознание требует, чтобы власть воспринималась не как сила, которая порождает право, а как правомочное полномочия. Право рождается не от силы, а только от права и всегда от естественного права. Власть, которая не имеет правовой санкции, не имеет и правового измерения.
2. Государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть одна. Она - единственное организованное волеизъявление, которое вытекает из единства права. В каждом по-
литической союзе государственная власть, несмотря на принцип ее разделения, по своей сути и целях единственная. Наличие двух государственных властей свидетельствует о существовании двух политических союзов.
3. Власть должна осуществляться людьми, которые отвечают высокому этическому и политическому цензу. Власть без авторитета хуже, чем явное безвластие. Народ, который принципиально отрицает правление лучших, является позорным толпой, а демагоги - его проводниками.
4. Политическая программа властвующих может предусматривать только меры, которые имеют общий интерес. Ведь государственная власть призвана утверждать естественное право, а оно совпадает с общими интересами народа и каждого гражданина.
5. Политическая программа власти должна охватывать мероприятия и реформы, которые реально можно воплотить в жизнь. Недопустимо прибегать к утопическим, несбыточным программных начертаний.
6. Государственная власть принципиально связана распределительной справедливостью. Однако власть имеет право и обязана отступать от нее тогда, когда этого требует национально-духовное бытие народа.
Практика политической жизни удостоверяет, что игнорирование этих аксиом приводит к кризису государственной власти, дестабилизации общества, конфликтных ситуаций, которые могут перерастать даже в гражданскую войну.

4.png