Материалы

Власть как системообразующий фактор политической системы

Любая система имеет системообразующий компонент. Для политической системы им является политическая власть. Она интегрирует все элементы системы, вокруг него идет политическая борьба, она - источник социального управления, которое, в свою очередь, является средством осуществления власти. Итак, власть является необходимым регулятором жизнедеятельности общества, его развития и единства.
Отрасль политической науки, которая исследует власть, называется кратологии, а ученые, которые анализируют - кратологами. Политологи по-разному толкуют понятие «власть». Наиболее приемлемым является определение ее как способности, права и возможности распоряжаться кем-либо или чем-либо, решающее влияние на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью авторитета, воли, принуждения, силы и т.п..
Политическая власть - способность и возможность осуществлять определяющее воздействие на деятельность, поведение людей и их объединений с помощью воли, авторитета, права, насилия; организационно-управленческий и регулятивно-контрольный механизм осуществления политики.
Большинство ученых считает, что источником власти является политическое господство, которое предстает как господство интереса, имеет много форм, основным из которых власть. В политической практике иногда ошибочно толкуют наоборот, что власть - источник господства. Авторы таких толкований не учитывают, что для завоевания власти необходимо сначала стать реальной политической господствующей силой и завоевать власть, а дальше - закрепить свое господство.
Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Во-первых, политическая власть возникла раньше государственной, еще в к государственной сутки. Во-вторых, не каждая политическая власть является властью государственной (например, власть партий, движений, общественных организаций), хотя любая государственная власть - всегда политическая. В-третьих, государственная власть специфическая: только она обладает монополией на принуждение, правом издавать законы и тому подобное. Однако, кроме принуждения, она пользуется другими средствами влияния: убеждением, идеологическими, экономическими факторами и т.д..
Государственная власть - высшая форма политической власти, опирающейся на специальный управленческо-властный аппарат и обладает монопольным правом на издание законов, иных предписаний и актов, обязательных для всего населения.
Государственная власть функционирует по политико-mepumopi-альным принципу. Это означает, что она не признает никаких родовых отличий, а закрепляет населения за определенной географической территорией и превращает его в своих подданных (монархия) или у своих граждан (республика). Государственная власть - суверенная, то есть верховная, самостоятельная, полная и неделимая в пределах государственных границ и независимая и равноправная во внешних сношениях. В целом проблема теоретического анализа политической власти заключается в выяснении трех вопросов: сущность власти (кому она служит?) Содержание власти (в чьих руках находится?) Форма власти (как она организована, какими является аппарат и методы ее осуществления).
Характеристика политической власти требует рассмотрения вопроса о ее субъект и объект.
Субъект политической власти. Им есть источник активной предметно-практической политической деятельности, направленной на объект. Существует мнение, что понятие «субъект власти» и «носитель власти» тождественны. Субъект власти - это социальные группы, прежде господствующие классы, политические элиты, отдельные лидеры, носители власти - государственные и другие политические организации, органы и учреждения, созданные для реализации интересов политическое доминирующих социальных групп. Такое деление является относительным. Существует и другая классификация властных субъектов. Согласно ему субъекты власти условно разделяют на первичные и вторичные:
1. Первичным субъектом за республиканского, демократического правления является народ - носитель суверенитета и единственный источник власти в государстве. Он осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Понятие народ неоднородное: основными субъектами власти есть большие группы населения, объединенные общностью коренных интересов и целей; неосновными - небольшие этнические группы, религиозные общины и т.п..
2. Вторичные субъекты носителей власти - малые группы, представительские коллективы, партии, ассоциируемые группы, группы партикулярных (частных, неофициальных) интересов и т.п.. Суверенным субъектом политической власти является гражданин государства, наделенный конституционными правами и обязанностями. Существенную роль во властных отношениях играют политические лидеры. Последствия их политики, как известно, разные: прогрессивные и регрессивные, плодотворные и бесплодные, благополучные и трагические. И, наконец, совокупным (коллективным) носителем политической власти является сама политическая система общества как способ организации и развития социальных общностей и их отношений.
Объект политической власти. Это явления и процессы политической сферы, на которые направлено действие субъектов политики. К пониманию объекта власти надо подходить диалектически, поскольку определенные субъекты и объекты власти могут меняться местами в зависимости от обстоятельств и роли. Скажем, классы, социальные группы, этнические сообщества, отдельные граждане, общественно-политические организации являются субъектами или носителями
политической власти, одновременно они и отношения между ними являются объектами властного влияния. К объектам политической власти относят также все сферы общественной жизни - экономическую, духовную, социальную, научно-технической и т.п., общество в целом.

11.png