Материалы

Этнонациональные отношения и мировой опыт самоопределения народов

Проблема этнонациональных отношений занимает одно из первых мест среди проблем современности. Под ее натиском распалось много империй, а в конце XX в. - СССР и Югославия. Национальный вопрос остается сложной внутренней проблемой в Великобритании (Ольстер), Бельгии (фламандско-валлонский конфликт), Канаде (англо-канадский и франко-канадский конфликты), в СЕЛА (негритянское, мексиканский, кубинский вопрос) и другие. Сам факт существования более 2000 национально-этнических общностей свидетельствует о наличии особого типа социальных отношений, которые характеризуются как отношения национальные (межнациональные).
Этнонациональные отношения - отношения между субъектами национально-этнического развития - нациями, народностями, национальными группами и их государственными образованиями.
Эти отношения бывают трех типов: 1) равноправны, 2) отношения господства и подчинения, 3) отношения, предусматривающие уничтожение других субъектов. В этнонациональных отношениях отражена совокупность социальных отношений. Определяющее влияние на них оказывают экономические и политические факторы, причем политические чаще становятся ключевыми, решающими. Это обусловлено прежде значением государства как важного фактора развития нации. Жизнь показывает, что этнонациональные отношения - это прочный сплав национального и политического. Главными в этнонациональных отношениях есть проблемы равноправия и подчиненности; неравенства экономического и культурного развития; межнациональной розни, раздора, недоверия и подозрения на национальной почве.
Относительно этнонациональных отношений необходимо различать два аспекта: общеисторический и конкретно-исторический. Так, известно, что Октябрьские события 1917 г. способствовали решению многих аспектов национального вопроса в Российской империи. Однако вывод, что якобы в СССР в 60-е годы была полностью решена национальный вопрос, был преждевременным. Объединение Германии также считают окончательным решением немецкого национального вопроса. Такое утверждение тоже необоснованное с позиций обще-исторического развития, поскольку сущность национального вопроса состоит в том, чтобы нация не только самоопределились, но и дала возможность равномерно и свободно развиваться всем сообществам. Именно в этом смысле национальный вопрос существовать всегда, ибо с точки зрения диалектики не может быть полного и окончательного его решения. "Абсолютной равенства быть не может, признание равенства и является основой равенства, но равноправие наций должна обеспечиваться национальной политикой». Это неоспоримое мнение высказал О. Бауэр (1882-1938) - лидер австрийской социал-демократии и II Интернационала. Итак, национальный вопрос всегда конкретно-историческое содержание, охватывающее совокупность национальных проблем на данном этапе развития страны. А конкретные обстоятельства всегда требуют от государства определенной национальной политики.
Национальная политика - научно обоснованная система мер, направленная на реализацию национальных интересов, разрешения противоречий в сфере этнонациональных отношений.
В бывшем СССР национальная политика осуществлялась без должного анализа противоречий, порожденных расхождением интересов в различных наций-этносов, без учета материальных условий для их решения, что привело к краху Советского Союза как федеративного государства. Поскольку национальная политика прежде всего направлена ??на предвидение и разрешения противоречий в сфере этнонациональных отношений, современные политологи и социологи постоянно осуществляют теоретические исследования (особенно в многонациональных государствах), позволяющие определить (преимущественно на примере СССР) основные сферы разногласий и конфликтов, связанных с национальными проблемами:
1. Отношения между центральными органами и республиками (землями, штатами, кантонами). Например, только на последнем этапе существования СССР законодательные акты, принятые высшими органами Литвы, Латвии, Эстонии, Азербайджана и Армении, были отменены или признаны недействительными в Москве. А республики игнорировали союзные постановления, документы. Подобная ситуация наблюдается в отношениях Квебеке с канадским центральным правительством, Северной Ирландии - с английским.
2. Отношения между союзными (автономными) республиками (штатами, кантонами). В бывшем СССР национальные проблемы привели к обострению отношений между Азербайджаном и Арменией, Узбекистаном и Кыргызстаном, Россией и Украиной. Напряженность в отношениях Азербайджана и Армении переросла в настоящую войну.
3. Отношения внутри союзных республик. В постсоветских республиках наибольшей остроты противоречия достигли в Азербайджане (Нагорный Карабах), Таджикистане (гражданская война), Грузии (Южная Осетия, Абхазия), Молдове (Приднестровье), России (Чечня), Украина (Крым). Преодоление этих проблем возможно лишь при условии обеспечения права всех народов на выбор формы национальной государственности в соответствии с реальными возможностями каждого этноса. Этим правом воспользовались в Нагорном Карабахе и Южной Осетии, проголосовав на референдумах за свою независимость.
4. Проблемы национальных групп в республиках (штатах), а также национальностей, не имеющих собственных национально-государственных образований. Это касается прежде россиян, проживающих за пределами России (25 млн). Остро встала проблема российских немцев (более 2 млн), которых сталинский режим огульно обвинил в поддержке фашистской Германии и применил к ним массовые репрессии, ликвидировав национальную автономию. Хотя обвинения были сняты 1964 p., Однако в целом проблема российских немцев остается нерешенной. Продолжается массовый выезд немцев в ФРГ. В сложной национально-государственной структуре Российской Федерации существуют и другие национальные трения: в Башкиртостани - между башкирами и татарами; Татарстане - между татарами и чувашами; Дагестане - между аварцами, кумыки и лезгинами; Северной Осетии - между осетинами и ингушами.
5. Проблемы разделенных народов. Например, азербайджанцы (Азербайджан - Иран), таджики (Таджикистан ^ - Афганистан) курды (Турция - Ирак - Иран) корейцы (северные - южные) и другие.
Все эти противоречия могут решаться или обостряться, перерастать в конфликты в процессе проведения определенной национальной политики. Мировая практика выработала лишь один - демократический - способ урегулирования межнациональных отношений, который предусматривает обеспечение свободного волеизъявления нации, реализации их законных прав на жизнь, отношения с другими нациями на основе равенства. Речь идет о предоставлении полной свободы нациям для установления ими экономических, политических, культурных и других отношений, а следовательно, о праве наций на самоопределение, которое тесно связано с реализацией прав человека. Права и свободы человека и право народов на самоопределение взаимообусловлены. Сейчас право нации на самоопределение - один из важных принципов отношений между народами и нациями. Более того, самоопределение является общепризнанной основополагающей нормой международного права, обязательной для всех без исключения государств. Это зафиксировано и в документах ООН (вторая статья Устава). В этом документе отмечается правомерности борьбы народов за достижение политической независимости и создание своей государственности, свобода народа или нации без вмешательства извне в ее политический статус; необходимость избежать вооруженного вмешательства в дела государств, ставших на путь самостоятельного развития, а также запрещаются акты политической , идеологической, экономической агрессии.
Самоопределение народов, наций невозможно без решения проблемы национально-территориального размежевания, которая является одной из самых сложных и острых проблем. Реализовать это право, учитывая исторические условия определенной нации, приемлемые формы его реализации, можно в двух формах - отделения и воссоединения.
Отделение - форма реализации права на самоопределение, которая предусматривает выход нации из состава многонационального образования под влиянием волеизъявления народа.
Такая нация может отделиться от другой нации (других наций) и создать свое независимое государство, определить форму и способы своего социально-экономического развития, характер государственно-политического устройства согласно своим историческим условиям; формировать основы и механизмы внутренней и внешней политики на свободных началах без иностранного вмешательства; должен уважать права других народов и международного сообщества. Эту форму за последние годы выбрало немало народов, образовав свои независимые государства: народы бывших республик Советского Союза, СФРЮ, Чехословакии. Самостоятельным государством от августа 1991 г. стала и Украина.
Воссоединения - форма реализации права на самоопределение, которая предусматривает объединение народов (наций).
Эта форма, как и первая, имеет естественный, демократический характер. Это - право на жизнь, счастье, братство народов, которых объединяют обычаи, традиции, а иногда и история и религия. Исходя из общих интересов, народы (нации) принимают решение о воссоединении в рамках одного государства. По форме государственно-правовые объединения народов могут быть разными. Мировой практике известны три основные формы воссоединения: унитарное государство, федеративное государство, конфедерация государств. Все они могут быть использованы только многочисленными нациями, малочисленным народам - ??значительно сложнее. Сложность заключается в обеспечении государственного образования необходимыми атрибутами (национальная бюрократия, силы безопасности и правопорядка, армия). Поэтому специфика малочисленных народов предусматривает разработку различных комплексных программ, способных обеспечить жизнь этих народов, не допустить их уничтожения. Малочисленные народы имеют право в полной мере пользоваться своими национальными правами, сохранять национальный язык, традиции и историю. Одним из эффективных шагов в этом отношении автономизация, т.е. существование в общегосударственной административной структуре автономных районов и провинций.
Политическая автономия является мощным стимулом для развития экономики, культуры, национального самосознания малых народов. Но на пути ее активного внедрения существует немало препятствий. Одна из них - мифы о отдельные народы-этносы. В Турции, например, правительство считает, что курды - это те же турки, как живущие в горах, а потому оторваны от турецкого общественности, говорят своим диалектом. Курдов в Турции называют «горными турками» (их 8,5 млн человек, или почти 24% всего населения страны). В Иране господствует концепция, что все люди - «дети Аллаха», а потому не существует разницы между иранцем (персом), арабом, курдом. Есть, мол, одна нация - исламская. И она должна победить на мировой арене. Этот курс четко наметился после победы исламской революции в Иране 1979
Итак, исторический опыт свидетельствует, что реализация народом своего права на самоопределение остается одной из сложных и актуальных проблем нашего времени.
Национальные отношения в современном мире подчинены действия двух взаимосвязанных тенденций: с одной стороны, формирование и развитие наций, их борьба за равноправие и самостоятельность, за создание государства, с другой - перелом границ, усиления связей и взаимного сотрудничества, интеграционных процессов на основе объективного процесса интернационализации всех аспектов общественной жизни. Игнорирование этих тенденций может не только обострить национальный вопрос в отдельных государствах, но и повлечь непредсказуемые последствия в пределах всего мирового сообщества.

10.png