Материалы

Человеческое измерение политики и направления политической социализации личности

В современной политологии связи между человеком и политикой полно раскрывает понятие «политическая социализация». Американский социолог Ф. Гиддинс и французский социопсихолог Г. Тард, которые ввели в обиход это понятие конце XIX в., Толковали его как «процесс развития социальной природы человека», «формирование личности под влиянием социальной среды». Иными словами, социализация - процесс привлечения индивидов к социальным нормам и культурных ценностей общества. Указывая на ее важность, индийский политолог П. Шаран определил социализацию как «процесс цивилизации общества».
На рубеже 50-60-х годов XX ст. по аналогии с этим понятием было сформулировано определение «политической социализации», что его ввели в политическую науку американские социологи и политологи. В учебнике для американских университетов отмечено, что политическая социализация - это «процесс, благодаря которому индивид усваивает политическую культуру общества, основные политические понятия, свои права и обязанности в отношении правительства и приобретает представлений о структуре и механизм политической системы». Недостатком этого определения является то, что в нем личность выступает пассивным объектом воспитания и обучения.
Политическая социализация - процесс усвоения индивидом на протяжении шитья политических знаний, норм и ценностей общества, к которому он принадлежит.
Оптимальным является определение российского политолога Е. Шестопал, которая справедливо считает, что понятие «политическая социализация" шире, чем политическое воспитание или просвещение, ибо охватывает не только целенаправленное воздействие на личность господствующей идеологии и политики, не только стихийное влияние, но и личную политическую активность .
Процесс политической социализации имеет целью:
- Привитие новым членам общества основных элементов политической культуры и сознания;
- Создание благоприятных условий для накопления членами общества политического опыта, который требует политическая деятельность и творчество всех желающих;
- Качественное преобразование соответствующих элементов политической культуры - необходимого условия общественных изменений.
Для осознания основы политической социализации следует обратить внимание на следующие моменты:
1. Процесс политической социализации продолжается непрерывно на протяжении всей жизни индивида. С накоплением социально-политического опыта происходит постоянное видоизменения или закрепления соответствующих позиций в деятельности человека.
2. Политическая социализация может принимать форму откровенного или скрытого передачи опыта. Она откровенная, если содержит непосредственная передача информации, чувств или ценностей. Например, изучение общественных дисциплин. Скрытая форма - это передача неполитических установок, которые влияют на политические отношения, на вынесение политических решений, поведение.
Процесс политической социализации имеет исторический характер, что определяется спецификой цивилизационного развития, расстановкой социальных и политических сил, особенностями политической системы, а также своеобразием восприятия всех этих факторов каждым индивидом. Одновременно следует обратить внимание на то, что политическая социализация, направленная государственными органами и партиями, имеет определенную классовую, политическую, моральную, эстетическую и этическую направленность, призвана формировать «политическую человека» с определенными гражданскими качествами.
Политическая социализация выполняет информационную, ценностно-ориентированную, ведомственно-нормативную, деятельностную функции.
Информационная функция. Процесс политической социализации невозможен без информации, без передачи знаний о власти и политике, политическое устройство государства, формы и способы участия в управлении обществом, в решении политических вопросов; без знаний и определенного опыта индивида о его политическом оправданную поведение через участие в выборах, референдумах , общественных акциях, политических партиях, общественных организациях и др..
Ценностно-ориентированная функция. В процессе реализации человек приобщается к системе исторически сложившихся в данном обществе политических отношений, ценностей и ориентаций, у нее вырабатываются определенный аппарат политического мышления, собственная система ценностных ориентаций.
Ведомственно-нормативная функция. Включая процесс, направленный на выработку у лица определенных установок на восприятие и потребление политической информации, определенного отношения к политическим событиям и явлениям, к действиям других лиц в сфере политики, на выбор своего стиля, поведения в политических отношениях.
Гражданское созревание, поощрение человека к политике имеет стадиальный характер. Оно начинается уже в возрасте 3-4 лет, когда через семью, средства массовой информации, ближайшее окружение ребенок приобретает первых знаний о политике. На этапе первоначальной социализации дети получают различные представления о правильной или неправильное поведение, поступки. Под влиянием настроений и взглядов, господствующих в семье, часто «закладываются» политические нормы и ценности на всю жизнь, отличающиеся изрядной стойкостью. Поэтому масштабные преобразования социальных и политических отношений в обществе потребует определенных изменений и в модели семейных отношений.
Политическое воспитание и обучение детей в значительной степени происходит в школе, период пребывания в котором составляет вторичную политическую социализацию. За это время ребенок изучает основные, общепризнанные в обществе ценности и взгляды, приобретает начального опыта социальной практики, особенно через участие в деятельности детских организаций.
Следующий этап политической социализации целесообразно связывать с периодом жизни от 16-18 до 40 лет. В 16-рич-ном возрасте люди получают паспорт, а с 18 - юридическое право на участие в политической деятельности. Вместе они приобретают основательные знания в общественной сфере благодаря обучению и работе.
Политическая социализация продолжается и с достижением людьми зрелого возраста (40-60 лет). По их политическое поведение в значительной степени влияют жизненный опыт, наличие взрослых детей, постоянство взглядов. Однако и в этот период люди совершенствуются в политике, лучше и глубже оценивают общественно-политические события, благодаря чему могут вносить коррективы в свои политические взгляды и поведение.
На процесс политической социализации влияют и стихийные факторы - войны, революции, политические и экономические кризисы. Если политическая система находится в состоянии кризиса, происходят нарушения и серьезные сбои в процессе политической социализации. Формируются неправильные представления об обществе, которые приобретают устойчивый характер. Это можно проследить на примере тех стран, которые длительное время существуют и развиваются в условиях конфликта или испытывают серьезную системный кризис. Люди теряют систему ориентиров, не имеют возможности научиться устойчивой политического поведения. В обществе возникает ситуация, когда игра идет «без правил», что нарушает его интеграцию и стабильность. В случае несостоятельности общества решить насущные политические и другие проблемы в нем возникают силы оппозиционной социально-политической и культурной деятельности, которые влияют на процесс политической социализации.
Так, рассматривая проблему политической социализации, необходимо, во-первых, учитывать возраст и индивидуальные особенности каждого человека, во-вторых, окружающая социальная среда, в-третьих, политику, которую осуществляют институты власти, влияя на состояние общества, в-четвертых, общественно-политические партии и организации, а также особенности и уровень политической культуры и субкультур.
Различные механизмы передачи культурных традиций и норм в определенных политических системах позволяют выделить соответствующие-типы политической социализации.
Гармонический тип политической социализации. Отображает психологически нормальное взаимодействие человека и институтов власти, рациональное и уважительное отношение индивида к правопорядку, государства, осознание им своих гражданских обязанностей.
Гегемонистский тип. Отображает негативное отношение человека к любым социальным и политическим системам, кроме «своей».
Плюралистический тип. Свидетельствует о признании человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод, о ее способности менять свои политические пристрастия и переходить на новые позиции, в новых ценностных ориентаций.
Конфликтный тип. Формируется на основе межгрупповой борьбы, противостояния взаимозависимых интересов и потому видит цель политического участия в сохранении лояльности к своей группе и поддержке ее в борьбе с политическими противниками.
Польский ученый Ежи Вятр различает пять принципиально отличающихся по отношению к политике типов личности - активисты, компетентные наблюдатели, компетентные критики, пассивные граждане, аполитичные и отчуждены.
Активисты. Лица, позиция которых относительно политики и власти как центральной категории политики является активной. Они не обязательно одобряют поддерживают существующую власть в данный момент. Уверенные в том, что власть является важной ценностью, благом, а сами активно стремятся к ней - для себя и для группы, членами которой они являются. Поэтому активисты интересуются политическими проблемами и информированы о них. Степень настоящей информированности может быть разным, в зависимости от черт индивида (скажем, от уровня его общего образования) и особенностей системы (например, от степени ознакомления общества с важной политической информации). Однако активисты всегда хорошо информированы.
Компетентные наблюдатели. Тип людей, интересующихся политикой, понимают ее значение, но не желают принимать в ней участия. В основном это вызвано влиянием каких-то аргументов, которые они считают важными (например, они могут стать членами политического руководства, когда их отечество в опасности, но вернуться к другим занятиям, которым отдают предпочтение, после того, как угроза миновала). Такой тип людей часто встречается среди ученых, писателей.
Компетентные критики. Отличаются от наблюдателей тем, что их отношение к осуществлению власти или вообще к политике является категорически отрицательным; интерес к политике тесно связан именно с отвращением к политической деятельности. Они осведомлены о ней именно благодаря своей отрицательной позиции.
Пассивные граждане. К власти относятся негативно или нейтрально и не интересуются политическими делами, хотя иногда о них хорошо осведомлены, их информированность может основываться на том, что как граждане они считают своим долгом быть в курсе о политической жизни. По сути, это аполитичные граждане страны, хотя и не отчуждены.
Аполитичны и отчуждены. Тип людей, которые категорически не принимают участия в политике, не интересуются политикой и мало о ней знают. Они живут как за пределами политической системы.
Итак, политическая социализация - это процесс не только достояние, но и потери определенных политических качеств. К основным факторам, которые влияют на результаты политической социализации, относятся: характер и тип государственного устройства, политический режим, политические институты, партии, организации, движения, а также неполитические факторы: - семья, формальные и неформальные группы, учебные заведения, производственные коллективы, культура, средства массовой информации, национальные традиции, их называют агентами политической социализации.
Признавая важное влияние, которое прямо или косвенно оказывает социальная среда на процесс приобщения человека к политике, следует помнить о роли в этом процессе человеческой индивидуальности, в частности таких ее качеств, как уверенность в себе, компетентность, вера в собственные силы. Другими словами, важно не только импульс, который поступает к конкретному индивиду, но и ответ этого индивида - обратный импульс. Итак, процесс политической социализации охватывает два диалектически связаны «встречные» процессы.
Усилению роли личности в политике служит система социализации, которая способна создать условия для того, чтобы индивид занял надлежащее место в сфере политики с учетом присущих ему способностей и склонностей; способна гарантировать основные права и свободы личности; максимизировать шансы и использовать инновационный потенциал тех людей, которые является способным и одновременно сознательно ориентированы на служение обществу, обеспечить качество публичной информации об общественных проблемах, предпосылки и обстоятельства политических решений, которые принимаются, а также о социальных последствиях совершаемых действий. Результатом высокого качества публичной информации является эффективное влияние общественного мнения на решения и действия, которые осуществляет власть. Высокий уровень политической социализации индивидов является предпосылкой высокого уровня развития общественных отношений и их стабильности.

1.png