Материалы

Основные критерии, принципы и признаки демократической организации общества

От критериев (признаков, показателей) демократии зависит не только оценка зрелости общества, но и определение направлений его дальнейшей демократизации. Каждая новая историческая эпоха вносила коррективы в критерии демократии. Не утихают острые споры по ним и сейчас. Однако общепринятый и важнейший среди них - возможность граждан принимать реальное участие в управлении, в решении государственных и общественных дел. Общество не может быть демократическим, если граждане лишены таких возможностей.
Исторический опыт многих стран свидетельствует, что все попытки кардинально обновить общественную жизнь были обречены на неудачу, если они не подкреплялись активным привлечением различных категорий граждан к выработке решений и их воплощения в жизнь. Только создавая благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала граждан и преодоление их социальной инертности, общество получает мощный импульс саморазвития путем привлечения к демократическому процессу главной действующей силы истории - народа.
Чрезвычайно важное значение при этом имеет возрождение идеи самоуправления, которую в СССР на протяжении длительного времени поносили как враждебную и ревизионистскую. Декларируя «привлечение широких народных масс в управление делами страны», партийно-государственное руководство игнорировало опыт западных демократий в развитии реального самоуправления (США, Испания, Израиль и др.).. Сейчас большинство политологов считают, что демократия сможет дать адекватный современной цивилизации организации политической жизни, только реализуя принцип самоуправления.
Совпадая в основном, демократизация и самоуправления имеют и определенные различия. Известно, что развитие демократии не всегда означает углубление самоуправления. Например, возможность избрания достойного представителя из нескольких кандидатов, что является важной процедурой демократизации избирательной системы, может ничего не дать для развития реального самоуправления, если одновременно не будет расти роль представительных органов. То же можно сказать и о выборности руководителей на производстве с сохранением за ними монополии на основные управленческие функции.
Как справедливо заметил Р. Дарендорф (ФРГ), демократия не может быть «правлением народа» в буквальном смысле. Народовластие и самоуправление предусматривают, прежде всего, свободу выбора народом компетентных руководителей, а также возможность народа влиять на них и в случае необходимости заменять их достойно и компетентными. Но главным при этом является создание условий для управления всеми делами общества не только от имени народа и не только в интересах народа, но и осуществление этого управления самим народом. Иными словами, речь идет о переходе к политической организации, которая делает управление обществом и государством непосредственным делом самих граждан. Только при таких условиях происходит инверсия субъектно-объектных отношений, т.е. появляется возможность быть не только объектом, но и субъектом управления, власти, что и является сутью самоуправления.
Первостепенное значение имеет внедрение самоуп-равлинських принципов в экономике, которая является решающей сферой жизни общества. Именно поэтому развитие демократии на производстве является важной рычагом, способным обеспечить широкую и активное участие людей и в других сферах общественной жизни. Для этого необходимо, чтобы каждый трудовой коллектив стал центром самоуправления, а каждый труженик - реальным владельцем (индивидуальным или коллективным).
Самоуправление не может развиваться только на сугубо общественных началах. «Чистое» самоуправления вряд ли сможет когда-нибудь, даже в отдаленной перспективе, заменить государственные формы и механизмы управления, существующие рядом с ними и в них, переплетаясь и углубляя тем самым демократизм всей политической системы. Это, конечно, не исключает возвращения государством обществу, несвойственных ей функций, поскольку государственная монополия на них обусловила глубокий кризис экономической и социальной жизни.
Важное значение, учитывая вышесказанное, имеет повышение статуса и расширение полномочий местных органов власти, что является общепризнанным показателем демократизма общества. Если тоталитарной или авторитарной государства характерна бесправие местных властей, то в демократическом обществе осуществляется тщательно продуманный и рациональное распределение компетенций и полномочий различных уровней власти. Вследствие такого распределения местные органы в демократических странах имеют реальные права самоуправления. Центральная власть не вмешивается в сферу компетенции местных властей, хотя по федеративной модели государственного устройства неуклонно придерживается принципа верховенства федеральных законов над решениями местных органов власти. Прерогативой местных властей есть такие важные сферы общественной жизни, как образование, здравоохранение, поддержание правопорядка, строительство дорог и т.д..
Среди главных критериев демократичности общества - наличие фундаментальных прав и свобод человека. Нормой современной политической культуры становится понимание приоритетности (верховенства) прав человека над любыми другими правами и интересами (классовыми, партийными, государственными и др.)., Понимание этих прав и свобод как абсолютной ценности, без которой демократия невозможна. Настоящий демократизм требует устранения дистанции между провозглашенными правами и их реальным воплощением. Конечно, проблема прав человека является вечной, поскольку никогда не наступит такое время, когда права и свободы человека достигнут абсолютного совершенства.
Принципы демократии является чрезвычайно важным вопросом для общественного прогресса. Среди них - власть большинства, плюрализм, равенство, разделение властей, выборность, гласность, контроль. По тоталитарного или авторитарного правления вся полнота государственной власти узурпирована узким кругом правящей элиты, которая своими действиями игнорирует волю и интересы народа. В демократическом обществе вследствие волеизъявления народа по какому-то вопросу образуется большинство, в конце концов и определяет позицию власти. Иными словами, демократия - это не просто власть народа, а власть именно его большинства, что является сутью народного суверенитета.
Принцип большинства. Этот принцип нельзя абсолютизировать и считать безупречно демократическим, если игнорируется право меньшинства на оппозицию. В демократическом обществе и большинство, и меньшинство граждан вполне равны в своих правах и свободах. История знает немало примеров, когда большинство по разным причинам (недостаточной информированности, тенденциозной пропаганды, митинговых эмоций и т.д.) поддерживала неправильные, даже губительны, решения и действия. Правота была за меньшинством, которая изначально выступала против таких решений. Другими словами, жизнь опровергает сталинский постулат: «Правда всегда за большинством». Ничего общего с демократией не имеет тезис о «принуждение по отношению меньшинства» и «полное подчинение его воле большинства».
Принцип плюрализма. Демократическая организация общества невозможна без его соблюдения. Он дает возможность управлять на основе учета множественного характера общественного мнения и позиций разных субъектов политики. В плюралистическом обществе с этой целью меньшинства предоставляется гарантированное законом право на оппозицию. Подчиняясь законам и другим решением государственной власти, принятым по воле большинства, меньшинство имеет узаконенную возможность выражать свое несогласие с таким решением, снимать с себя ответственность за те из них, которые могут иметь негативные последствия.
Если тоталитарное государство подавляет оппозицию, а авторитарная всячески ее ограничивает, то в демократическом обществе она является органичным элементом политического процесса. Наличие оппозиции в парламенте, других сферах общественной жизни обеспечивает реальный плюрализм мнений и действий, что является необходимым условием выработки оптимальных решений. Без оппозиции, как показывает исторический опыт, возникает реальная угроза перерождения демократии в диктатуру. Эффективным средством борьбы оппозиционных сил за реализацию своих интересов является многопартийность. Раз многопартийность, которая функционирует при условии, что все политические партии имеют равные правовые возможности бороться за избирателей и за свое представительство в органах государственной власти, исключающая монополию любой партии на власть.
Принцип равенства. Этот принцип демократии провозглашен Великой французской революцией конца XVIII в. В XX в. был воплощен во Всеобщей декларации прав человека. Первая статья этого документа гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Современное толкование принципа равенства исходит из того, что при демократии возможна и даже неизбежна социально-экономическое неравенство граждан. Демократия предусматривает только политическое равенство всех перед законом, независимо от социального и материального положения, но не может гарантировать одинакового уровня. Подобное неравенство, хотя и по-разному, существует практически во всех современных демократиях. Однако государство под воздействием демократических сил принимает меры для обеспечения достаточного уровня социальной защищенности социальных групп, нуждающихся в помощи.
Принцип разделения властей. Согласно им законодательная, исполнительная и судебная ветви власти отделены и достаточно независимы друг от друга. Вместе они постоянно взаимодействуют в процессе формирования и осуществления государственной политики. Такое разделение властей фактически отсутствует в тоталитарных и авторитарных режимах, где, по сути, и законодательная, и исполнительная, и судебная власть сосредоточены в руках монарха, узурпированы узкой группой правящей элиты или находятся под контролем правящей партии. В демократическом обществе каждый из властей обладает полномочиями, но каждая из них уравновешивает друг друга и не позволяет одной из них занять господствующие позиции в обществе.
Выборность основных органов государственной власти. Демократия предполагает обеспечение свободных выборов, которые в корне отличаются от выборов недемократических и формальных. Все граждане в таких условиях имеют избирательные права и реальную возможность участвовать в выборах. Впрочем, демократия не исключает наличия ценза оседлости, согласно которым право избирать и быть избранным во многих странах имеют только те граждане, которые проживают там в течение определенного времени. Однако другие ограничения в избирательных правах (по национальному, религиозному, половому, имущественному, профессиональному и другим признакам) явно противоречат природе демократии. Они запрещены в международных документах, конституциях и законах многих стран.
Гласность. Она является одной из предпосылок свободы слова. Предусматривает свободный доступ прессы и общественности к информации о деятельности органов власти, хозяйственных, политических, общественных организаций.
В демократическом обществе заседания парламента открыты для средств массовой информации и общественности, частично, а иногда и полностью транслируются радио и телевидением. Элементом гласности является оперативная публикация стенограмм парламентских дебатов, результатов поименных голосований. Нормой является открытость государственных бюджетов, отчетов о деятельности министерств и ведомств. Иными словами, в демократическом обществе граждане располагают обширную информацию о деятельности избранных ими органов власти, партий и общественно-политических организаций. Особую роль в обеспечении такой гласности играют независимые статус и свободны от цензуры пресса и другие средства массовой информации. Конечно, они должны отвечать за свою информацию и могут быть привлечены к судебной ответственности за ее искажение, распространение недостоверных данных, клеветы как на официальных лиц, так и на обычных граждан, а также за разглашение государственных тайн. Но демократия не допускает ограничений на обоснованную критику любого в средствах массовой информации.
Независимый контроль. Осуществляется не только «сверху», ай постоянно и эффективно «снизу». Отсутствие контроля за деятельностью государственных структур со стороны общественности порождает бюрократизм, коррупцию и т.д.. Но демократический контроль не имеет ничего общего с государственным «контролем» за тоталитарного режима.
Для демократизации общества важным является выработка действенных средств борьбы с бюрократизмом: развитие реальной критики; радикальное укрепление законности и правопорядка, создание эффективного механизма своевременного самообновления политической системы. Для этого необходимо использовать те институты демократии, которые выдержали испытание временем, модернизируя их в случае необходимости, решительно отказываться от форм демократии, которые не соответствуют конкретно-историческим условиям; создавать новые демократические институты для содействия развитию самоуправ-ленческих принципов в государственной и общественной жизни.
Демократизация общества, как показывает практика, может сопровождаться определенными потерями и ошибками, которые неизбежны для этого процесса, и все же ценности демократии значительно превосходят ее негативные последствия. Так, демократически принятые решения могут быть не только не оптимальным, но и вполне ошибочными. Но важно, что они в отличие от принятых недемократично подвергаются оперативной коррекции, обеспечивают обратную связь и учат граждан искусству управления на собственном опыте.
Большой угрозой для демократии вульгарное отождествление ее со вседозволенностью и безответственностью. Непонимание или игнорирование того, что демократия не может существовать вне закона и над законом, создает реальную опасность сползания общества к стихии и анархии, произвола и власти толпы (охлократии). Еще Платон предупреждал, что наибольшая свобода может превратиться в жестокую тиранию, если народ становится толпой, толпой, который руководствуется только инстинктом. Об этом же предупреждал и Аристотель, называя охлократию плохой из всех форм правления. Как свидетельствует исторический опыт, демократия, которая трансформируется в охлократию, неизбежно стремится к диктатуре и тирании. Демократия должна опираться на законность и власть, которая ее обеспечивает.
Главной силой, что гарантирует законность и сохранение демократических норм и ценностей, есть крепкая государственная власть. Распространенное в массовом сознании представление о том, что при демократии государство является слабым, чем при тоталитаризме или авторитаризма, является не только ошибочным, но и опасным. Ведь без твердой и эффективной государственной власти общество не сумеет обеспечить правопорядок, добиться выполнения законов всеми гражданами, защитить их от произвола. Демократия при этом предполагает со стороны властей решительные действия, применение законного принуждения к преступников, экстремистов и других элементов, которые угрожают обществу. В случае возникновения особо острых социально-экономических или политических ситуаций государство может, оставаясь в рамках законности, пойти на временное ограничение отдельных демократических норм.
Демократизация общества требует такой политики, которая обеспечила бы разумный компромисс между ростом политической активности людей, с одной стороны, и сохранением порядка, соблюдения законности, исключение насилия при решении возникших конфликтов - с другой. Для этого необходимо также, чтобы граждане, все субъекты политической деятельности учились жить в условиях демократии. Только тогда процесс демократизации обеспечит формирование
правового государства и гражданского общества. Любые попытки сдержать демократию или прибегнуть к ее имитации означать торможение общественного прогресса.

6.png