Материалы

Политическая мысль Нового времени

По Нового времени сформировались основные национальные школы высокоразвитой политической мысли, совершенствовались актуальны и для сегодняшнего политические идеи.
Английская политическая мысль наивысшего взлета достигла в творчестве философа и естествоиспытателя Томаса Гоббса (1588-1679) - автора знаменитого «Левиафан» и одного из главных основателей классического либерализма Джона Локка (1632-1704). По мнению Гоббса, человек - не общественно-политическое существо, а эгоистическая животное («человек человеку волк»). Ровная от природы, она получает «право на все», которое в условиях сплошного эгоизма, честолюбия превращается в «право ни на что», на войну всех против всех. Для формирования состояния «человек человеку бог» возникает искусственная организация - государство, которое отбирает у индивидов естественные права, кроме права на физическую жизнь. Безграничные права государства сосредотачиваются в руках абсолютного монарха, а потому разделение властей на ветви недопустим, потому что опять приведет к гражданской войне. Власть суверена-монарха не подлежит контролю, он - над законом. По Гоббсу, государство - это и есть общество, а общество - и есть государство, возвышающиеся над человеком.
Локк был выразителем либерально-конституционного (либерально-демократического) направления английской политической мысли. В работе «Два трактата о государственном правлении" он первым среди мыслителей на концептуальном уровне в цепочке «человек - общество - государство» поставил на первое место личность (потребности и интересы человека), на второе - потребности и интересы общества и только на третье - потребности и интересы государства. Этот подход впоследствии был положен в основу политической доктрины классического либерализма.
Государство, по Локку, возникла не в результате «войны всех против всех», а из первоначального мира и согласия среди равных и свободных людей для обеспечения этих естественных, неотчуждаемых прав и защиты частной собственности. Люди, передав государству права, не теряют их. Государство охраняет такие права. А совершенной формой государства является не абсолютная, а конституционная монархия. Гарантом предотвращения в ней политического произвола в отношении лица должен быть разделение властей на законодательную, исполнительную (в т. ч. и судебной) и союзное (занимается внешней политикой). Такое разделение необходимо осуществлять на принципах и принципах верховенства закона, которому подчиняются все, в т. ч. и законодатели.
В результате революционных событий в Англии и концептуальной деятельности политических мыслителей появились два нормативных акта, которые оказали огромное влияние на политическую мысль - Хабеас корпус акт 1679 г. и Билль о правах 1689 г. Вместе с Великой хартией вольностей 1215 p. они составляли хотя и систематизировано, но первую в мире юридическую конституцию государства и поныне считаются частями современной неписаной Конституции Великобритании.
Весомый вклад в развитие политической мысли сделал французский правовед, просветитель, один из основателей новейшей политической науки Шарль Луи Монтескье (1689-1755). В своих работах - «Персидские письма», «Размышления о причинах величия римлян и их упадка», «О духе законов» - он подчеркивает, что главная задача государства - обеспечить человеку политические свободы (возможность делать все, разрешено законами, и не делать того , что законами запрещено, потому что тогда такой свободы не будет ни для кого), и гражданские свободы (спокойствие духа, чувство гражданской безопасности, предотвращения не-ным частным и публичным обвинениям индивида, гуманное уголовное законодательство, неукоснительное соблюдение правил судопроизводства, недопущения деспотизма и злоупотреблений со стороны должностных лиц, строгое соблюдение законов и нерушимый режим законности). Монтескье утверждал, что обеспечение политических и гражданских свобод возможно только за существование в государстве независимых друг от друга ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Именно независимость, а не распределение функций между ними, ставил Монтескье на первое место, понимая, однако, что реально в политической жизни может идти только о независимости суда. Но судебную власть в государстве не олицетворяет никто, и поэтому она якобы лишена властных функций. Для достижения подлинной независимости судей Монтескье предлагает внедрить опыт Франции по купле-продаже судейских должностей, и «олицетворения» этой власти в присяжных (выборных народных представителя, которых периодически созывают на специальные сессии). Независимость законодательной и исполнительной власти, по Монтескье, имеет относительный характер, поскольку в действительности в системе сдержек и противовесов существует своеобразная «независимая зависимость», когда одна власть не позволяет другой злоупотреблять своими функциями, что и является гарантией обеспечения прав и свобод граждан. Законодательную власть, по его мнению, должен олицетворять двухпалатный парламент, который состоял бы из нижней - народной палаты, депутаты которой избирались бы на основе всеобщего избирательного права всем населением, и верхней - аристократической палаты, палаты пэров, члены которого назначаются из представителей господствующих слоев и передают должности своим наследникам. Такой модели присущи относительная независимость палат, распределение их функций и сдерживания, поскольку обе палаты наделены правом приостановления или отмены решений друг друга. Принятые парламентом законы обязательны для исполнения исполнительной и судебной ветвями власти, т.е. законодатели имеют приоритет, но в том случае, если сами подчиняются законам.
Важнейшей чертой исполнительной власти Монтескье считал скорость действий. А это возможно при условии, когда она сосредоточена в руках одного человека - монарха. Для уравновешивания законодательной и исполнительной власти парламент берет на себя финансовые, военные и другие управленческие функции, единолично решает, утверждать или не утверждать конкретный нормативный акт. Монтескье предполагает, что такая система сдержек иногда парализо-вуватиме деятельность парламента и короля. Но обстоятельства все равно вынудят их искать согласованные решения.
По его мнению, над политическими и гражданскими свободами индивида нависает угроза не только тогда, когда различные виды властей узурпирует один государственный орган или лицо, а когда разные власти возглавляют представители одного состояния, одной партии. Ни одна из властей не должна обладать полномочиями отменять решения первых двух, но каждый может приостановить постановление, которое противоречит закону. Иными словами, ветви власти относительно друг друга выполняют еще и контрольные функции. Монтескье блестяще обосновал механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина, интегрировались как с радикальными устремлениями молодой буржуазии, так и с консервативными стремлениями дворянства. Одновременно он доказывал, что отмена привилегий господ, духовенства, дворянства, мещан приведет к деспотической народного государства.
Монтескье обоснованно считают основателем теории правового государства, которую он рассматривал с позиции географической школы. Согласно ему, наибольшее влияние на правовую систему конкретной страны («дух ее законов») производит климат. В южных широтах жара ослабляет людей, делает боязливыми, ленивыми, склонными к неволе, к несоответствующего естественным правам и здравому смыслу рабства, к восприятию деспотической власти, потери собственной свободы и независимости. Поэтому здесь необходимы строгие законы, которые бы заставляли людей к производительному труду под страхом наказания. Кроме того, благоприятное земледелие из-за теплого и влажного климата, плодородной почвы парализует волю граждан, которые погружаются в индивидуальные дела, не стремятся к большей свободе. Народы, проживающие в суровых северных условиях, как правило, закаленные в битвах при жизни, в холоде и голоде, тяжелой работы. Они воинственны, смелые, трудолюбивые, не склонны к рабству, упорно отстаивают свою государственную независимость, личные права и свободы.
Кроме географической среды, на «дух законов» влияет плотность населения, экономический уровень страны, вероисповедания. Скажем, мусульманство тяготеет к деспотии, христианство - до монархизма, католичество - к неограниченной монархии, протестантство - к демократии. Еще ощутимее определяет «дух законов» форма политического правления в государстве («природа правительства»). Монтескье при этом выделяет три справедливы (правильные) формы государства - демократию, аристократию и монархию и одну несправедливую (неправильное) - деспотию. Благосклонно он относится к демократии, которой свойственно тяготение общества к добродетели и общего блага. Главным для аристократии мыслитель считает умеренность (неприхотливость), а монархии - честь. Всем им присущи соответствующие правовые системы: для демо-кратии важно законодательно закрепить равенство прав детей при наследовании, запретить накопление богатств в одних руках, для аристократии - ограничить великолепия, чтобы не вызвать зависти у бедных, для монархии - сохранить собственность, поддержать богатое дворянство как силу и величие государства. Деспотия же держится на страхе, произволе, законы ей не нужны, потому деспот разрушает общество и искажает естественные права человека. Форма государства определяет не только «дух законов», но и характер внешней политики: для республики - мир и умеренность, для монархии - воинственность. Большое значение для государства имеет размер ее территории: малой республике угрожают завоеватели, большая монархия способна противостоять им, но склонна к загниванию изнутри, к деспотизму. Поэтому небольшим государствам целесообразно объединяться в федеративные образования, где можно будет использовать преимущества больших и малых стран.
В политической мысли Нового времени особое место принадлежит немецким мыслителям Иммануил Кант (1724-1804) и Георг-Вильгельму-Фридриху Гегелю (1770-1831).
Кант в работах «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве» и др. изложил основы немецкой школы общественного договора, естественных прав человека, правового государства, нормативизма, гражданского общества, свободы личности, соотношение свободы, права и морали, взаимовлияния морали, права и государства, разделения властей, искусства политического управления народом, внешней политики. Приоритетное место в его политическом учении занимает человек как существо эмпирическая (подчиняется закону причинности и не может быть свободным) и как «вещь в себе» (полностью свободная и действует по законам свободы, морали). Кант формулирует правила «категорического императива» - нравственного закона: «Веди себя так, чтобы максима твоего поведения могла быть одновременно и принципом всеобщему законодательству».
По Канту, человек может быть средством только для достижения относительной цели, а сама по себе является абсолютной целью, воплощением достоинства, чистой свободы воли, свободы в себе и для себя, независимо от происхождения, положения в обществе; воплощением добродетелей (вечных правил морали) , правил, одинаковых для всех времен и народов. Цель человечества - развитие и осуществление свободы, гражданского равенства и справедливости, создания гражданского общества. Цель гражданского общества - счастье граждан, реализации принципа самоценности каждой личности. Цель государства - торжество идеи права. Государство должно быть правовым, где власть принадлежит суверенному народу, но политических прав в ней лишены «пассивные» граждане (женщины, слуги, наемные рабочие, подмастерья, матросы и проч.). Право не зависит от общественных отношений, имеет в своей основе естественный всеобщей закон свободы, что является нравственным законом, который должны уважать все, подчиняясь нравственному долгу. Если же лицо руководствуется иными мотивами или нормами, такие действия будут не моральными, а легальными - подчиненными праву, которое делится на естественное и позитивное, публичное и частное.
Формы политического правления Кант разделяет на деспотические, автократические, аристократические, демократические и республиканские, предпочитая автократии - абсолютной монархии при наличии «короля с большим взлетом души, который умеет обуздывать себя справедливостью». Демократия - «очень сложная» форма политического правления. Переход от абсолютной к конституционной монархии желаемый, но только в мирное реформирование и дарования народу основного закона монархом. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную следует осуществлять на основе вза-емопидтримкы и координации ветвей, а не на основе сдержек и противовесов. Мирное реформирования государственной власти должен проводить исполнительная власть. Однако ни одна из них не может быть собственником, потому захватит все имущество. Самый обязанность государственной власти - охранять частную собственность граждан.
В сфере международной политики Кант обосновывал принципы соблюдения договоров, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела других государств, правомерности оборонительных войн, недопустимости применения жестоких способов ведения боевых действий, обращения с военнопленными, шпионажа, тайных убийств, грабежа мирного населения и т.п.. Признавая право народов на вечный мир, он выдвинул идею нейтралитета, обосновал право коалиций, право гарантий в международных отношениях. Его мысли о всемирном гражданстве, всемирную федерацию независимых и свободных государств и ныне имеют сторонников.
В научном наследии Гегеля большое значение для истории политической мысли имеют работы «Философия права», «Философия истории», «Философия духа», «Феноменология духа», «О избирательные реформы в Англии», «Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг», «Компетенция Гер-чины »и др.. Свое политическое учение Гегель выстраивает по трем аспектам диалектического развития духа: субъективный дух - объективный дух - абсолютный дух; рассматривает проблемы политики, права, государства, общества в плоскости объективного духа, который анализирует с позиции духа абсолютного.
Гегель, отрицая традиционные естественно-правовые схемы и концепции общественного договора, выдвинул собственное видение личности, гражданского общества, государства, международных политических отношений. История, по Гегелю, преследует цель эволюции свободы личности в гражданском обществе, вследствие чего «мировой дух» начинает представлять себя абсолютно свободным, история «становится прогрессом» в осознании свободы и делится на следующие этапы: древневосточных, когда народы знали, что свобода принадлежит одному ; древнегреческий и давноримський, когда народы знали, что свобода принадлежит группе людей; современный немецкий, когда народы знают, что свобода принадлежит всем. Человечество проходит ступень развития, где его естественное единство воплощает семья. Возникновение большого количества семей вызвало к жизни гражданское общество. Наивысшую естественное единство индивидов, примиряет и снимает все противоречия, воплощает государство. Народ, который не создал собственного государства, является внеисторического населением. Необходимая предпосылка ее возникновения - зарождение «народного духа».
Гражданское общество, по мнению Гегеля, - это общество собственников. К нему относятся свободные индивиды, взаимодействующих между собой в процессе реализации своих потребностей и интересов преимущественно в общественно-экономической сфере. Гражданское общество делится на сословия (корпорации), охватывает полицию и судебные учреждения. В нем все равны юридическое, по национальности, вероисповеданию, но неравны от природы, в социальных отношениях, в настроениях, мыслях, дарования, знаниях и т.п.. Неравными являются мужчина и женщина, животное и растение. Государство - венец развития нравственности. Как сердцевина семьи и гражданского общества, она предшествует им, воплощает их единство, снимает противоречия. Как ценный продукт объективного духа, а не общественного договора, государство синтезирует субъективное и объективное в народном движении, становится носителем абсолютного духа и соответствует содержанию абсолютной идеи. Государство не может быть средством служения гражданам и обществу, ибо она является средством господства, наивысшей из всех целей, ее авторитет имеет безусловный божественный характер. Государство занимается сферой политической деятельности; общеобязательными, объективными и рациональными законами и собственными институтами обеспечивает реализацию прав и свобод граждан. Сущность государства - суверенитет, поделен между монархом и народом. Именно суверенитет позволяет ей бесконечно властвовать над собой и обществом. Государственная власть делится на законодательную (депутаты представляют и защищают интересы состояний), исполнительную (осуществляется правительством) и правящую (олицетворяет единство законодательной и исполнительной власти в лице монарха, опирающегося на закон и уважает права и свободы подданных).
Значительное место Гегель отводил «внешнему государственному праву», отвергал кантовскую идею «вечного мира», ибо «развращает нацию», оправдывал войны, благодаря которым, по его мнению, решают «противоречия суверенитетов», охраняют нации от «застоев и загнивание». На этом основании его считают теоретиком немецкого национальной государственности, апологетом прусского шовинизма, предтечей тоталитарных режимов XX в., Критикуют за пренебрежительное отношение к «низшим» народов, в т.ч. славян и т.д..
Идеи Гегеля оказали значительное влияние на Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) - немецких политических мыслителей, основоположников одной из самых влиятельных течений политической мысли в новейшей истории человечества - марксизма.
Стержневые политические идеи марксизма:
1) истинное народовластие возможно за отмену частной собственности на основные средства производства, их обобществления и преодоления всех других видов отчуждения;
2) достижение в обществе полной социальной справедливости, построение его на социалистических началах возможны или мирными средствами, либо путем вооруженного восстания народа;
3) определяющими в политическом развитии человечества является материальное производство, состояние производительных сил и производственных отношений, взаимодействие базиса и надстройки, социальное бытие, классовая борьба и т.п.;
4) главным условием победы революции и перехода к социализму является диктатура пролетариата;
5) авангардом рабочего класса должно быть коммунистическая партия, цель которой - завоевание политической власти;
6) рабочий класс и его партия в своей деятельности должны руководствоваться лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", То есть принципу пролетарского интернационализма; не может быть свободным народ, угнетающий другие народы;
7) государственные и правовые отношения могут быть поняты из материальных отношений, не закон - фундамент для общества, а общество - фундамент для закона;
8) гражданское общество - это сам человек в его общественных отношениях, оно состоит не из отдельных индивидов, а отражает совокупность связей и отношений, в которых индивиды находятся друг относительно друга; государство - механизм экономически могущественного класса, который царит и политическое, но она не является силой, внешне навязанной обществу, а продукт общества на определенной стадии развития и стремится стать над обществом, право - возведенная в закон воля правящего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни такого класса, политическая власть - организованное насилие одного класса для угнетения другой;
9) буржуазный конституционализм, буржуазный парламентаризм, буржуазную все всеобщее избирательное право - формальные, урезаны, а порой и фиктивные, а потому непригодны для построения нового общества;
10) одна из главных задач революции - сломать буржуазную государственную машину и организовать ее по типу Парижской коммуны, объединив в одном органе функции законодательной и исполнительной власти;
11) пролетариат не удовлетворяется равенство перед законом, поскольку требует равенства гражданской, экономической, но мелкобуржуазной «уравниловки»;
12) центральный вопрос любой революции - вопрос власти, революция является локомотивом истории, высшей формой классовой борьбы и должна быть перманентной, восстания - есть революционное искусство, снимая любую старую власть, революционеры не могут опираться на старые законы;
13) творцом истории является народ, а не герои, выдающиеся личности;
14) коммунистическая общественно-экономическая формация имеет две фазы - социализм и коммунизм;
15) в коммунистическом обществе не будет частной собственности, эксплуатации человека человеком, государство и право постепенно отомрут, уступив гражданскому самоуправлению, классы будут уничтожены, со временем исчезнут национальные различия, противоположности между умственным и физическим трудом, городом и деревней, труд станет первой потребностью жизни, воцарится полное социальное равенство и принцип «каждый - по способностям, каждому - по потребностям», человечество совершит прыжок из царства необходимости в царство подлинной свободы, где свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех.
Английские и французские мыслители и революционеры XVII-XVIII вв. оказали огромное влияние на политические взгляды Бенджамина Франклина (1706-1790), Томаса
Пейна (1737-1809), Джорджа Вашингтона (1732-1799), Джонса Адамса (1735-1826), Томаса Джефферсона (1743-1826), Джеймса Мэдисона (1751-1836), Александра Гамильтона (1757-1804) и других американских просветителей , многие из которых были идейными вдохновителями первой американской революции 1775-1783 pp., учредителями СЕЛА. Ощутимым был и их обратное влияние на европейские процессы, в частности на французскую революцию, благодаря участию в создании выдающихся политических документов - юридических конституций отдельных штатов, Декларации независимости 1776 p., Статей конфедерации 1777 p., Конституции США 1787 г. и др..
Республиканско-демократическую течение американской политической мысли представляли Б. Франклин, Т. Пейн и Т. Джефферсон, которые сформировали основы новейшего американского конституционализма, политическую доктрину независимости североамериканских колоний, выразили понимание процесса политической истории, решительно отрицали институты рабовладения и работорговли, обосновали американский конфедерализм и демократизм, свое видение естественных прав человека и общественного договора, отстаивали принципы всенародного суверенитета, Всес-щего избирательного права, миролюбивые! внешней политики, приоритета человека над обществом, а гражданского общества - над государством, верховенства закона, правового государства, провозглашали право народа на революцию. Именно Т. Джефферсон классическую либеральную формулу прав человека, сформулированную Д. Локком, «жизнь, свобода и собственность», заменил на «жизнь, свобода и право на счастье».
Несколько других политических взглядов придерживались американские федералисты - Дж. Адамс, Д. Мэдисон, А. Гамильтон и др.. Демократическую республику они рассматривали как этап на пути к установлению конституционной монархии, обосновывали доктрины политического изоляционизма, не всегда с должным уважением относились к правам человека, отдавая предпочтение интересам государства, проповедовавших идеи цензового избирательного права. Но их заслугой является борьба с сословным делением общества и сословными привилегиями, перенос идей Локка и Монтескье о разделении властей на американскую почву, разработка форм и методов политического сбалансирования ветвей, их структуры и компетенции, путей укрепления центрального федерального правительства, принципов судопроизводства, защита интересов и свобод крупных предпринимателей, поиски средств политического компромисса. Благодаря искусному владению этим искусством американская традиция считает отцом Конституции США Д. Мэдисона, который находил компромиссные варианты не только в ее формулировках, но и в процессе ее ратификации штатами.
Итак, политические учения Нового времени, подытожив предыдущие достижения общественно-политической мысли и всесторонне осветив проблему примирения через политику государства и общества, заложили основы формирования и развития новейшей политологии.

12.png