Материалы

Общественно-политические представления Древнего мира

Политология уходит корнями в древнейшие времена - в IV-III тыс. до н. е., когда начался процесс перерастания первобытных обществ в рабовладельческие государственные образования, а мыслители стали задумываться над методами и
средствами получения, сохранения и укрепления государственной власти, над происхождением и значением права, государства, а впоследствии и политики в жизни общества. Ранние представления течение 2,5-3 тыс. лет преодолели путь от мифологических к рационально-логических форм миропонимания, со временем приобрели признаки теоретического знания и, обогащенные идеями Конфуция, Мо Цзы, Лао Цзы, Платона, Шан Яна, Каутильи, Аристотеля, Цицерона и других мыслителей, превратились в политическую науку.
Политические взгляды древних египтян, вавилонян, евреев, ассирийцев, Мадианитян, шумеров, персов, индусов, китайцев, греков, римлян и других народов отражали сначала мифологические представления о правде, справедливости, место человека в мире, о божественном происхождении властных отношений, о космосе, упорядоченный богами, о земные порядки, которые должны соответствовать небесным установкам.
Египтяне считали, что ключ к проблемам функционирования государственной власти, справедливости, правосудия находится в руках богини истины и порядка Маат. Со временем приходит понимание естественно-божественного происхождения справедливости, которой должны соответствовать действия судей-жер-цев и обычаи, законы, административные решения, иные правила поведения. Творцом мира и всего живого на Земле, верховным царем и отцом других богов считали бога солнца, бога-фараона Ра. Он властвовал над богами и людьми много тысячелетий. Затем он передал царствование своим потомкам, тоже богам - Осирису, Исиде, Сету, Гору и другим. От них пошло более 340 фараонов-людей. Таким образом пропагандировалось божественное происхождение государственной власти, оправдывалась восточная деспотия, подчиненность «низших высшим».
Общество представлялось египтянам как пирамида, верхушка которой - боги и фараоны, основания - народ. Между ними - жрецы, знать, чиновники. Вместе египетские мыслители призвали не злоупотреблять властью, укрощать корыстные стремления, уважать старших, не грабить бедных, не обижать слабых и тому подобное.
Шумерский ранньополитична мнение, как и египетская, видела источник власти в верховном божестве, которое вместе с подчиненными богами определяет земные дела и судьбы людей. Это зафиксировано в надписях на глиняных табличках о реформах Уруинимгина (XXIV в. До н. Э), песнях и сказаниях о Гильгамеше (XXIII вв. До н. Э), шумерских законах (XXI вв.), Законах Билаламы - правителя Эшнунны (XX в. в. н. э), Царских списках (XX-XIX до н. э) и другие. С представлениями древних вавилонян связана одна из ценнейших памятников восточной политико-правовой мысли - Законы Хаммурапи (1792-1750 до н. Н.э.). С 282 статей этого кодекса сохранилось 247, в которых зафиксировано стремление к воплощению вечной справедливости, преодоление зла и беззакония. Право рассматривалось не как сакральная (священная), а светская суть.
В XIII-X вв. до н. н.э. в древнем Палестине возникло Израильско-иудейское царство. Усилиями иудейских пророков Моисея, Иисуса Навина, Исайи, Иеремии, Изекииля, Осии, Иоиля, Амоса было создано Ветхий Завет - большую часть Библии - один из ценнейших книг в истории человечества.
Ветхозаветные пророки начали идею происхождения государства как воли Божией. А сформулированы в Библии Законы есть Десять Заповедей и учения, переданные Богом через пророка людям, строго регламентировали весь быт и поведение верующих.
Мощная империя Мидия в VI в. до н. е. стала родиной выдающегося мыслителя, пророка и реформатора зороастризма, автора знаменитой «Авесты» - Заратуштры (по-греч.-ки - Зороастр, жил между X и первой половиной VI в. до н. н.э.). Мир, по ее содержанию, - это результат борьбы доброго и злого начал (Ахура-Мазды и Ангра-Манью). Мазда - верховный и единый Бог, воплощение правды, справедливости, добродетели, просвещения, разума и т.д.. Первый человек и царь, сын неба, руководствуясь законами Мазды, строит общество без вражды и насилия, где царят мир и счастье. Одним из первых в мировой мысли Заратуштра высказал идею равенства мужчины и женщины. Но его общество разделено на четыре сословия (жрецы, воины, земледельцы и ремесленники), т.е. это сословное общество, где женатые пользуются большими правами, чем неженатые, тот, кто имеет детей, ставится над теми, кто их не имеет подобное.
Духовные учения народов, населявших Индостан с середины II тыс. до н.э., были изложены в Ведах (знания), позже - в дхармасутрах (кодексы поведения). Для ведийского периода характерны религиозно-философская система взглядов на общество, государство и личность, оправдание кастового строя как установленного Богом. Она обосновывает господство космического абсолюта - Брахмана, разделяет власть на духовную и светскую (царскую), местами формулируя требования к царям и должностных лиц, что можно считать первоэлементами теории государственного управления.
Всесилию брахманизма противодействовал буддизм, поставив в центр своего учения проблему бытия личности,
отрицание кастового деления общества, проповедь равенства людей (кроме рабов), ненасилие, тяга к республиканизма. Он отрицал брахманистские взгляды на средства завоевания и сохранения власти как аморальные, жестокие, эгоистичные. А то, что впоследствии стали называть политическим искусством, политической наукой, буддизм считал второстепенным. Сам Будда (Сиддхартха Гаутама (623 - 544 до н. Н.э.), в Северной Индии его называли Шакья Муни) стал основателем «науки о праведности».
В Древней Индии еще со II тыс. формировались представления об управлении хозяйством, военное искусство, внешнюю политику, формы и методы осуществления государственной власти, правила поведения правителей и чиновников, организации государственного аппарата, технологию судопроизводства и т.п.. До сих пор сохранилась одна из работ - «Артхашастра» (IV в. До н. Н.э.), авторство которой приписывают министру Чанакьи (Каутильи). В ней обобщены предыдущие учения об искусстве государственного управления и политики. Почти одновременно с ней появились философские концепции Платона и Аристотеля, распространялись идеи Конфуция и Сократа, демо-и и Гераклита, Горгия и Протагора, Сюнь Цзы и Будды. Именно IV в. до н. е. можно считать эпохой зарождения политологии как самостоятельной отрасли знаний.
«Артхашастра», утверждая зачатки договорной теории государства, концепции естественного неравенства людей, охватывает три группы проблем: 1) требования, цели и задачи деятельности просвещенного монарха, 2) функции государственного управления, правовой политики и законодательства, 3) вопросы войны и мира, дипломатии и международных отношений. Главные ее идеи: политика свободна от моральных ограничений и моральных получений; авторитет Вед высокий, но политики не всегда должны руководствоваться религиозно-догматическими установками; политические знания опираются на обобщение и систематизацию исторического и эмпирического опыта, личность руководствуется четырьмя главными назначениями - дхармой (праведность) , артха (польза), камой (желание) и мокши (освобождения) общее благо никак не связано с интересами личности и достигается добросовестным исполнением каждым своих обязанностей, люди от природы несовершенны, поэтому необходимо широко применять Данди (принуждение, наказания ) царь - земной бог, отец для подданных; государство возникает из того, что народ избирает первого царя и назначает ему соответствующее содержание по охране мира и покоя, чтобы выйти из первобытного состояния хаоса. Примерно тогда появляется всеобъемлющий кодекс поведения населения - «Законы Ману» - мифического прародителя людей, первого царя, который передал им Божьи наставления о происхождении мира и общества, о кастах, брак, регламент жизни, еды, правила наследования, покаяние, наказание подобное.
«Законы Ману» показали постепенный отход индийского общества от буддизма и возвращение к обновленному брахманизма. Начиная со II в. до н. е., этот процесс был отражен в литературном собрании «Махабхары-та», две книги из которого («Бхагавадгита» и «Шантипарва») полны политическими идеями о происхождении власти, республиканское правление, насилие как обыденное явление политической жизни, власть как средство служения общему благу и защиты слабых, о божественное предопределение судьбы каждой касты, каждого человека.
Своеобразными идеями обогатили мировую политическую мысль древнекитайские мыслители, которые чуть ли не первыми в истории политических учений начали отходить от мифического миропонимания, божественных предписаний, переводя политические доктрины на рациональный грунт, земную основу. Небо и у китайцев «контролирует» все события в поднебесье, предоставляет «небесный мандат» земной правителю или отзывает его и передает более достойному.
Расцвета политическая мысль в Древнем Китае достигло во второй половине I тыс. до н. э заметный среди мыслителей - большой моралист Конфуций (551-479 до н. н.э.), учение которого назвали конфуцианство. Древнейшим собранием его афоризмов является трактат «Лунь юй». Ведущее место в нем занимает правитель-мудрец, который воплощает совершенные знания ритуала, культуры, демонстрирует важность, мягкость и уступчивость, верность и преданность, уважение к старшим, образованность, честность, любовь к людям и добросовестность, всегда придерживается справедливости, истины, верного пути. Главное для него - забота о благе подданных, которых надо сначала накормить, а потом научить, воспитать в высокой нравственности. Концепция Конфуция содержит принципы «правильного государственного управления», конкретные советы правителям по завоеванию доверия народа, искусства коммуникации; обосновывает стержневые принципы управления обществом, обеспечения всеобщего счастья. Считая людей равноправными от природы, Конфуций никогда не был демократом. Он учил, что трудящихся надо отделять от господствующего слоя, а женщин ставил значительно ниже мужчин. Ему не нравилось политическое управление при помощи писаных законов. Он предпочитал управлению на основе совершенствования человеческой природы, а наказание призвал заменить воспитанием.
Конфуцианство со II в. до н. е. до 913 г. н. н.э. было официальной идеологией Китая, хотя на нем древнекитайская политическая мысль не замыкалась.
Вторую ее течение - моизм - основал Мо Цзы (479 - 400 до н. Н.э.). Одноименный трактат содержал обоснование теории возникновения государства, идею федеративного устройства, принципы государственного управления, предложения по созданию жесткой административной структуры, концепцию сочетания поощрения и наказания как рычага государственного администрирования, политическую доктрину «всеобщей ров-новеликости» - казарменного равноправия, начало эгалитаризма ( уравниловки) в социально-политических отношениях.
Проводником третьей течения - легизма - был Шан Ян (400-338 до н. Н.э.). В трактате «Шан цзюнь шу» он обосновывает государство как абсолютное институт, высшую цель и венец деятельности человека, огромную безжалостную машину принуждения, а право, закон - как эффективное средство достижения этой цели. Главные черты закона - верховенство, универсальность, жестокость, обязательность для всех. Основные методы построения государства (деспотической) - материальное стимулирование владельцев, направленность их на земледелие и отмены второстепенных занятий, «уравнивание имущества» (поощрение бедных к приобретения собственности, а богатых - к добровольной передаче части имущества бедным), применения наград и наказаний с преимуществом наказаний .
Четвертая течение древнекитайской политической мысли - даосизм. Его постулаты изложены полулегендарным мыслителем Лао Цзы в трактате «Даодэ цзинь» (III в. До н. Н.э.). Согласно учению, Дао - высокий (безликий) абсолют. Государство, общество и человек - естественная часть Дао и космоса. Все они подчиняются законам вечности. Цивилизация и ее достояние - это искусственные образования, которые противостоят естественному. Истинная мудрость - затворничество, отказ от всего искусственного. Государство должно быть маленьким государством-селом, а народ - безграмотным, что позволит сделать главными методами государственного управления «мудрость простоты», основанную не на знаниях, а на интуиции и инертности администрации.
Весомый вклад в политическую теорию принадлежит древнегреческим мыслителям. Категория «политика» с момента ее появления в Древней Греции использовался для обозначения форм жизни свободных и полноправных индивидов, а понятие «право», «закон» - как выразители свободы, регуляторы отношений в обществе свободных людей, как нормы политической справедливости. Эта политическая идеология прошла шесть главных этапов, каждый из которых характеризует отдельное направление политического мышления.
Этап античных, мифических представлений. Представленный аристократической (гомеровской), демократической (гесиодивською) и «холопской» (орфической) мыслями. Общая их черта - попытка изобразить возникновение Вселенной, человека, общества, государства с позиций религиозно-мифологического мировоззрения.
Этап формирования философских взглядов на политические процессы. Основанный творчеством «семи мудрецов» (кон. VII - нач. VI в. До н. Н.э.). Производимые ими формулы «добродетелям - свой, пророкам - чужой», «силой не делай ничего» (Клеобул), «соблюдай добродетели», «закон - это сочетание права и силы», «научившись подчинению, научишься управлению» (Солон), « не грози свободным, нет на то права »,« не желай невозможного »,« познай самого себя »,« слушай законов больше, чем ораторов »,« подчиняйся законам »(Хилон)« не красуйся внешностью, а любой прекрасный делами », «учи и учись лучшему» (Фалес), «не делай того, что не нравится другому», «закон - воплощение наивысшего могущества», «владей своим» (Питтак), «бери убеждению, а не силой», «говори уместно» (Биант), «демократия лучше тирании», «не наказывай преступника, а поперджай преступление», «люби законы старые, а пищу свежую» (Периандр) и др.. - Призваны были стать моральной нормой общежития.
Солон (640-559 до н. Н.э.) благодаря решительным реформам в экономической и государственном строительстве вошел в историю как «отец» политических революций и родоначальник древнегреческой демократии. Частная собственность по его эпохи приобрела не только легитимный характер, но и стало решающим признаком при определении политических прав граждан, объем которых зависел от имущественного ценза, а не от происхождения.
На развитие политической идеологии особенно повлияло учение Демокрита (470-366 до н.э.). О справедливости в политике как соответствие природе, об обществе, государстве и законы как искусственные образования людей вследствие естественного процесса, о политическом конформизме и моральную солидарность свободных граждан как необходимый компонент «хорошего» государства. Демокрит утверждал земное, а не божественное происхождение человека (из земли и воды), общественное, а не небесное происхождение права. В контексте тех идей фигурировали учения Пифагора (580-500 до н. Н.э.), Гераклита (530-470 до н. Н.э.) и других древнегреческих мыслителей.
Этап появления рационалистических интерпретаций политического развития. Создателями их выступили софисты, яркими представителями которых были Протагор (481-411 до н. Н.э.), Горгий (483-375 до н. Э), Гиппий (460-400 до н. Э), Антифонт (V в. до н. э), Фрасимах (V в. до н. н.э.) и др.. их творчество совпало с третьей политической революцией в Афинах.
Заслуга софистов в очеловечивании общественно-политических явлений, учреждении светского теории политики, государства и права, перемещении человека из «периферийных позиций» в центр политической жизни, отношении к ней как к «меры всех вещей», естественного равенства людей, в том числе и рабов , в развитии демократических взглядов.
Этап логико-понятийного анализа политических институтов и политических процессов. Он связан с именами Сократа (469-309 до н. Н.э.) и Платона (427-347 до н. Н.э.).
Анализируя проблемы государственной жизни, гражданских обязанностей, справедливости, права, Сократ считал «мерой всех вещей» не человека, а Бога, что не помешало ему создать светскую концепцию «объективной сущности морали, нравственной политики, морального права». Справедливость, как правда, мудрость, мужество, рассудительность, благочестие и т.д. - это одна из добродетелей, а любая добродетель - это знание, это нравственно-прекрасное. Добро и зло в политической деятельности - последствия наличия или отсутствия знания. Моральная политика невозможна без права, которое тождественно справедливости: «законно, то и справедливо». Божественное, естественное право и позитивное законодательство не противостоят, а основываясь на критерии справедливости, дополняют друг друга. Отечество и законы - превыше всего. Государство и граждан связывают договорные отношения. Политическая свобода - это господство справедливых законов.
Главные идеи Платона сформулированы в его работах «Государство», «Критий», «Политик», «Законы» и др.. Он заложил основу политической философии, разработал концепции идеального справедливого государства, политической солидарности, коллективизма и равенства, аристократии, тимократии, олигархии, тирании, монархии, демократии и «истинного правления». Дал философское обоснование понятий политики, политических знаний, политического искусства, политической идеологии, государственного, формы государственного управления, политической свободы, справедливого закона и т.п.. Он предусматривал разграничение властей, обоснование просвещенного абсолютизма, геополитического фактора, возможности равенства (эгалитаризма, уравнительного коммунизма), разделения труда, обобществления имущества, отмену частной собственности, а также практические предложения относительно системы государственных органов, иерархии государственных служащих с определением компетенции каждого органа и должностных лиц, дальнейшее осмысление естественно-правовой доктрины и причин появления государства, сущности человека, принципов консолидации общества, политико-этических явлений и т.п..
Идеальное государство, по Платону, является посредником между космосом и человеческой душой и выполняет три функции (рад-кой, защитную и деловую), которые возлагаются на три соответствующие состояния (правителей, воинов и производителей). Она придерживается принципа разделения труда, уравнивает в правах женщин и мужчин, устанавливает для правителей и воинов общность имущества, жен и детей, преодолевает раскол на бедных и богатых, выводит на вершину государственного правления мудрых и благородных аристократов-филосо-Фив. Впоследствии он рассматривал четыре состояния граждан, равных в пределах каждого сословия («неровная равенство»). К гражданам не причислял рабов и иностранцев. Платон выделял 8 форм государственного правления: 1) истинное правления, 2) законная монархия (царская власть), 3) незаконная монархия (тирания) 4) законная власть немногих (аристократия), 5) незаконная власть немногих (олигархия), 6) законна демократия (на основе законов), 7) незаконное демократия (при отсутствии законов) 8) тимократия (ненавистный Платону тип властвования).
Демократия - порядок «приятный и разнообразный», но она уравнивает равных и неравных от природы людей, а потому перерастает в тиранию - «господство худшему избранника народа, окруженного толпой негодяев». Справедливость в том, чтобы каждое состояние занимался своим и не вмешивался в чужие дела («каждому - свое»). Политика - «царское искусство», основанное на знаниях и таланте править людьми. Политическое искусство - это искусство плести политическую ткань, которая объединяла бы мужественных, счастливых, взвешенных и дружественных единомышленников. Законы устанавливают для общего блага, и они не могут иметь корпоративного характера. Они должны ограничивать правящих, свободу подчиненных, быть строгими, регламентировать публичное и жизни людей. Наука о законах - важнейшая наука совершенствования человека.
Этап начала эмпирико-теоретического подхода к изучению политических проблем и оформления древней политической науки как специфической области знаний. Связан он с творчеством одного из величайших мыслителей - Аристотеля (384-322 до н. Н.э.), который рассматривал человека как объективное начало всех политических явлений. Поэтому государство является организацией не всех людей, а только тех, кто может участвовать в законотворческой, судебной и военной деятельности. Итак, государство, возникла естественным путем как высшая форма общения, - это «самодостаточная для существования совокупность граждан». Новое понимание категории «гражданин» предусматривало соответствующее понимание государства. По Аристотелю, это - политическая система, воплощенная в верховной власти и зависима от числа правящих: один - монархия или тирания; несколько - аристократия или олигархия, большинство - полития или демократия. Лучшими формами государственного управления являются те, где правители заботятся об общем благе (монархия, аристократия, полития) хуже - они преследуют личные интересы. Идеальная форма - полития - своеобразное переплетение демократии и олигархии, где богатые смешиваются с бедными благодаря формированию среднего слоя населения, господствует закон, все граждане придерживаются принципа равенства и имеют много рабов. Ремесленники, торговцы и «толпа матросов» гражданских прав не имеют. Для предотвращения политических переворотов принцип равенства по достоинству правители дополняют принципу политической справедливости - относительной количественной равенством. Отсюда два вида справедливости: распределительная (неровная по достоинству) и уравнительная, арифметическая, которая применяется в сфере гражданско-правовых отношений. Политическая справедливость возможна лишь в отношениях между свободными, равными людьми и воплощается в политической форме властвования. Справедливо и то, что «одни люди по своей природе - свободные, другие - рабы», но отношения между господином и рабом, как семейные отношения, находящиеся вне политической сферы. Критерий справедливости - право как норма политического общения индивидов, как относительное равенство: «равным - равное, неравным - неравное».
Право - политический институт, неполитического права не существует. Оно состоит из естественного права, адекватного политической сущности человека, и условного права, установленного людьми (позитивное право). Последнее Аристотель поде-ет на писаное (законы государства) и неписаное (обычное право). Насилие противоречит идее права. Законодательство - это политическая деятельность, неотъемлемая часть политического процесса, а политическое правление - правление законов, а не людей. Если закон - явление политическое, то любые политические институты должны иметь правовой характер.
Своим учением Аристотель венчает процесс оформления политической теории как «науки наук», начинает развитие политической этики, политической юриспруденции, выписывает очертания будущего классического конституционализма, обосновывает право народа на законодательную власть, политическую сущность человека, соотношения материи и формы в политических отношениях, место и роль государства, права, всех слоев населения в политической жизни; закладывает концептуальные основы теории правового государства, разделения властей, обогащает естественно-правовые доктрины, формирует методологию исследования политических процессов.
Этап постепенного упадка древнегреческой государственности под давлением Македонии и Рима (III-II вв. До н. Н.э.). Этот период характерен взлетом основанной Аристотелем политической этики, объектом изучения которой были природа, внутренняя структура, место политической морали в системе политических отношений и общественной жизни. Этика стала основой творчества Эпикура (341-270 до н. Э) древних стоиков - Зенона (336-264 до н. Э), Клеанфа (331 - 232 до н. Э), Хрисиппа (277-208 до н. н.э.).
С именем Полибия (210-128 до н. Э) связано начало политической истории как науки («Всеобщая история»). Историю человечества он рассматривал как закономерный, необходимый процесс движения к новому за всеобщим мировым законом и разумом. История государственности - естественный процесс в рамках цикла: царство - тирания - аристократия - олигархия - демократия - охлократия. Полей детально анализирует сущность этих государственных форм, причины упадка одних и взлета других, определяя три главных (царство, аристократия, демократия), группируя их по противоположными признаками: царство - с тиранией, аристократию - с олигархией, демократию - с охлократией. Рациональная форма государства - смешанное правление царя, старейшин и народа (переплетение черт царства, аристократии и демократии). Эта идея содержит концепцию получений и противовесов: три власти не только поддерживают, но и препятствуют друг другу, наталкиваются на противодействие двух других властей, что обеспечивает государству стабильность. Это дает основания полагать Полибия отцом не только политической истории, но и теории разделения властей. Основа могущества государства - богобоязненность граждан, их кротость, смирение, на воспитание которых направлять добрые нравы и справедливые законы. Полибий стал одним из первых теоретиков автономии, имея в виду греческие полисы, которые во II в. до н. е. один за другим теряли независимость.
С 146 г. до н. э Греция была подчинена Риму, и мощный интеллектуальный ток мыслителей Эллады пронзил и Римскую Республику, политическая мысль в которой развивалась и на собственной основе под ощутимым влиянием религиозных учений и борьбы патрициев и плебеев, свободных и рабов.
Тогдашние политические взгляды содержали Законы XII таблиц (451-450 до н. Э) с акцентом не на государственных институтах, а на личных и имущественных правах человека: законах Канулея (445 до н. Э), пользовавшийся столона и Секстия Латерана (367 до н. э), Петелия (326 до н. э), Гортензия (287 до н. э), Фламиния (232 до н. н.э.), Тиберия и Гая Игра-кхив (133-123 до н. н.э.), других нормативных актах, которые защищали интересы плебеев, отменяли долговое рабство, регулирующие вопросы гражданства, частной собственности, имущественные (особенно земельные) отношения, правила судопроизводства, определяли полномочия «трех властей» - монархической (власть консулов), аристократической (власть сената) и демократической (власть народа). В связи с этим Полибий считал, что Римскую республику можно одновременно считать и монархией, и аристократией, и демократией.
Собственно политико-теоретическая мысль заявила о себе в Риме лишь в I в. до н. е. ее основателем считают Марка Туллия Цицерона (106-43 до н. н.э.). В работах «О государстве», «О законах», «О пределах добра и зла», «Об обязанностях» он существенно развил идеи о государстве как республику - дело народа, сплоченного общими интересами и согласием в вопросах права. Взгляды Цицерона на формы государства, правления в основном совпадают с точкой зрения Полибия, а учение о равенстве содержит противоречивые лозунги: а) «по природе все мы подобны и равны друг перед другом», «между людьми никакого различия нет», «перед законом все уровне »,« считать богатых людей лучшими - отвратительно »б)« рабство обусловлено природой »,« рабское состояние полезный »,« равенство свободных несправедлива, если при этом не отличаются степени в социальном положении и достоинства ».
Настоящий правитель должен быть мудрым, справедливым, предусмотрительным, взвешенным, красноречивым, ОБОЗНАЯ-ным с учениями о государстве, смышленым в основах права, готовым на все ради благополучия государства. Бог хранит таком правителе специальное место на небе.
Цицерон, исходя из постулата «Под действие закона подпадают все», разработал проекты законов о религии и о магистратах, которые обогатили теорию государственного управления. В них подробно определены полномочия государственной буржуазии, степень его власти и степень покорности граждан. Он заложил правовые основы международного политического общения, международного права, сформулировал принципы гуманного обращения с пленными, необходимости соблюдения международных обязательств, разделения войн на справедливые и несправедливые.
После крушения Римской республики, с началом новой эры, популярными стали идеи Сенеки (3-65 н. Н.э.), Эпиктета (50-140 н. Н.э.), Марка Аврелия (121-180 н. Н.э.) и других римских стоиков , которые в условиях усиления авторитаризма, правового беспредела проповедовали политическую пассивность, индивидуализм, космополитизм, фатализм.
По мнению Сенеки, естественное государство с естественным правом - это вселенная, основанный на божественном начале, а люди, «родные друг другу», «сотоварищи по рабству», подчиняются мировым небесным законам.
Эпиктет придерживался христианского принципа «чего не желаешь себе, не желай другим», осуждал рабство и богатство.
Марк Аврелий рассматривал государство как конформистичне образования с равным для всех законом, считал важнейшей ценностью свободу подданных.
Огромное влияние на дальнейшее развитие политической мысли оказали римские юристы I-III ст. н. е.: Сабин, Гай, Папиниан, Ульпиан, Модестин, Павел и др.. Они подняли понимание права и закона на эмпирико-теоретического, логико-понятийный, концептуальный уровне, а политические доктрины ввели в правовой контекст. Справедливость (юстиции) толковали как «волю воздавать каждому свое право». Значительно повлиял на дальнейшие политические процессы и политическую теорию осуществлена ??римскими юристами кодификация императорских конституций, которых было несколько тысяч. Но ценной политико-правовой достопримечательностью стал Корпус юрис Цивилиса - «Свод Юстиниана» (VI в.). Именно оно оказалось мощнейшим источником многовекового заимствования принципов римского права большинством европейских стран, что существенно повлияло на эволюцию политической мысли и политической жизни.

6.png