Материалы

Сущность, структура и функции политики

Происхождение понятия «политика» в основном связывают с названием одноименного труда древнегреческого мыслителя Аристотеля, в которой он рассматривал основы организации и деятельности государства, политической власти.
Как относительно самостоятельная сфера общественной жизни, политика возникла одновременно с социальной, этнической и религиозной дифференциацией общества. Позвали его к жизни усложнение механизмов материального производства, культурный прогресс, рост социальной мобильности общества. Вследствие этих объективных процессов выделились группы людей с повышенной конфликтностью, непримиримостью. А механизмы обмена и распределения в сфере общественного производства, догматы и идеалы религиозной веры, обычаи, традиции и другие регуляторы человеческих отношений оказались неспособны эффективно устранять противоречия, перманентно возникали в обществе. Возникла настоятельная потребность в социальной силе, способной обеспечить реализацию личных, групповых, общественных интересов, регулирования отношений между людьми для сохранения целостности общества. Поэтому политика заявила о себе как искусство общественного существования, необходимый фактор сохранения целостности дифференцированного общества.
«Политика» является одним из самых неоднозначных терминов. Это проявляется прежде всего в повседневной жизни, когда политикой называют любую целенаправленную деятельность: искусство управления обществом, общественную активность, сферу удовлетворения амбициозных и корыстных устремлений людей и т.д..
Неоднозначность бытовых представлений о политике связана со сложностью и многогранностью ее проявлений. Именно поэтому бытуют различные научные толкования, в которых политика предстает как одна из сфер жизнедеятельности общества, система определенных общественных отношений, взаимодействие классов, наций, государств между собой и с властью; совокупность действий, мер, учреждений, посредством которых согласовываются интересы разных слоев населения , стремление получения и использования государственной власти, целенаправленного воздействия на нее, участие в делах государства, в определении форм, задач, содержания его деятельности; намерения, цели и способы действий правящей элиты и ее окружения; проявления хитрости, осторожности, таинственности, уклонений, осмотрительности .
Перечисленные варианты интерпретации политики не исчерпывают многообразия ее определений, а лишь отражают важнейшие из них. Обобщая вышеуказанные ипостаси политики, можно предложить ее следующее определение.
Политика - одна из важнейших сфер жизнедеятельности общества, взаимоотношений различных социальных групп и индивидов по содержанию и реализации власти для осуществления своих общественно значимых интересов и потребностей, выработки обязательных для всего общества решений. Функционирование политики разграничивают по различным критериям:
- По сферам общественной жизни (экономическая, социальная, культурная, национальная, военная и т.д.);
- По ориентации (внутренняя, внешняя);
- По масштабам (международная, мировая, локальная, региональная);
- За носителями и субъектами (политика государства, партии, движения, лица);
- По сроку действия, (кратко-, средне-, долгосрочное). Политика имеет сложную структуру. Чаще выделяют в ней три главных элемента:
1. Политические отношения и политическая деятельность (отражают устойчивый характер взаимодействия общественных групп между собой и с институтами власти).
2. Политическое сознание (свидетельствует о принципиальной зависимости политической жизни от сознательного отношения людей к своим властно значимых интересов).
3. Политическая организация (характеризует роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественных процессов). Включая такие элементы: совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти; партийные и общественно-политические институты; группы давления, общественные организации и движения и т.д..
В мировой политической науке для обозначения различных аспектов политики используют три самостоятельные англоязычные термины:
- «Polity» - форма политики, т.е. ее организационная структура, институты, которые предоставляют ей устойчивости, стабильности и способности регулировать политическое поведение людей (государство, партии, группы интересов, законы, политические и правовые нормы);
- «Policy» - содержание политики, воплощенный в ее целях и ценностях, проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах вынесения политических решений;
- «Politics» - политический процесс, который отражает сложный, многосубъектных и конфликтный характер политической деятельности, отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.
В политологии выделяют (в основном на общегосударственном уровне) такие функции политики:
- Удовлетворение властно значимых интересов всех групп и слоев общества;
- Рационализация конфликтов и противоречий, направление их в русло цивилизованного диалога граждан и государства;
- Принуждение в интересах отдельных слоев населения или общества в целом;
- Интеграция различных слоев населения путем подчинения их интересов интересам всего общества;
- Социализация личности (привлечение ее к сложного мира общественных отношений);
- Обеспечение последовательности и инновационности (онов-люваности) социального развития как общества в целом, так и отдельного человека.
Функции политики свидетельствуют ее всеобъемлющий характер, непрерывный влияние на общество и непреходящее значение для урегулирования общественных отношений. Политика тесно связана с различными сферами общественной жизни: экономикой, моралью, правом, религией, культурой, экологией и т.д..
Отношения между политикой и экономикой, как показывают теоретические разработки западных и отечественных политологов, следует рассматривать не в разрезе зависимости политики от экономики (марксистский подход), а учитывая их взаимозависимость и взаимосвязанность. Так, опыт бывшего СССР и других социалистических стран свидетельствует, что централизация власти приводит к усилению авторитарных, даже тоталитарных тенденций, которые тормозят экономическое развитие, деформируют экономическую систему. И наоборот, в развитых странах децентрализация власти инициирует плюралистическую демократию, которая открывает пространство для экономической инициативы, способствует экономическому росту. Суть экономической политики в демократических государствах заключается в поддержании адекватного ее возможностям экономического развития, ориентированного на обеспечение занятости населения; в применении гибкой системы налогообложения; в использовании эффективных рычагов стимулирования производства (кредитование и инвестиции).
В тесных отношениях находится политика с общественной моралью. Трагические страницы отечественной истории XX в. свидетельствуют: если политика пренебрегает общечеловеческими ценностями в пользу классовых, групповых, корпоративных интересов, тогда резко деформируется общественная мораль. По ста-линщины, например, нормой считали доносы, предательство друзей и родственников, пренебрежение человеческого достоинства. Сочетание политики с общечеловеческой моралью, характерное для демократических стран, достигается консенсусом, компромиссами, цивилизованным отношением к оппозиции, отрицанием фанатичной жертвенности. Политика является специфическим до-полнения к общественной морали, учитывая различные факторы может исчерпывающе обеспечить регулятивную функцию. А поскольку главные общественно значимые функции политики и морали совпадают, то политика, как и мораль, должна защищать общее благо и социальную справедливость, хотя это ему далеко не всегда удается.
Взаимозависимость политики и права имеет противоречивую природу. С одной стороны, право может быть использовано против политических оппонентов, стать орудием антидемократической политики. С другой - именно право определяет границы и возможности деятельности как оппозиции, так и правящих кругов, обеспечивает стабильность политического режима. Правовая политика в демократических условиях - это деятельность, направленная на совершенствование права и обеспечения его соблюдения гражданами, организациями и учреждениями. В правовой политике проявляется зависимость права от общественного развития, реализуются законотворческие возможности. С помощью новых законов, особенно в период целенаправленного реформирования общества, политика способна кардинально менять общественные отношения и задействует-вать новые формы общественной организации.
Взаимосвязь политики и религии прослеживается в деятельности общественных объединений, политических партий, программы которых содержат религиозные идеи или вероучения. В последнее время сближение политических и религиозных позиций, особенно в поликонфессиональном обществе, к которым относится и Украина, происходит вокруг идеи экуменизма - объединения усилий всех конфессий для достижения социальных общественных и политических целей, направленных на консолидацию и обеспечение благосостояния общества.
Конструктивное участие церкви в общественно-политических процессах предполагает: распространение в обществе идеалов справедливости, гуманизма, терпимости к инакомыслящим; активизацию деятельности служителей церкви в процессах формирование духовно-культурных запросов человека; утверждения в обществе милосердия, взаимопомощи, благотворительности.
Распространение политических ценностей в обществе связано с утверждением демократических стандартов политической культуры как неотъемлемой части общей культуры общества. Она формируется и проявляет себя в процессе политической жизни, включая культуру политического поведения индивидов и социальных общностей, функционирования политических институтов и всей политической жизни в обществе.
Неотъемлемым направлением деятельности любого государства является культурная политика, призванная удовлетворять культурные потребности широких масс населения, способствовать культурному прогрессу путем целенаправленного развития науки, образования, литературы, искусства, средств массовой информации.
Важное значение в современных условиях приобретает экологическая политика - система мер, осуществляемых государством с целью сохранения окружающей среды и защиты природы. Экологическая политика основывается на природоохранном законодательстве, уровень которого во многом определяет ее эффективность. Важным направлением экологической политики является поиск и внедрение новых природосберегающих технологий. Для Украины серьезными проблемами является финансирование природоохранных мероприятий, возмещения причиненных гражданам убытков и тому подобное. Решение этих и других проблем требует политических решений на государственном уровне. Вместе экологическая проблема стоит в современном мире наднациональная результате небрежных или неправомерных действий соседей, которые приводят к нарушению экологического баланса. Отстаивая необходимость преодоления политическими средствами национально-государственного эгоизма, современный немецкий политический деятель Оскар Лафонтен замечает: «Вред, причиненный природе, не хочет считаться ни с какими границами. Радиоактивное облако Чернобыля силой ветра разносила опасности по всему миру. Старая истина, что реки текут вниз, в новых условиях, когда химическая промышленность все больше насыщает воду рек высокотоксичными тяжелыми металлами, приобрела новый смысл для толкования принципов национально-государственного суверенитета ».
Итак, все сферы общественной жизни не только активно влияют на политику, а являются объектами сознательного политического руководства и управления. В современных условиях общественно-политического развития, когда человечество изобрело мощные демократические регуляторы политических отношений и политической деятельности, политика призвана быть средством регулирования экономических, социальных и духовных отношений, ориентировать развитие общества на минимальную конфликтность и максимальную жизнеспособность общественных процессов.
Современной политической наукой и всей общественно-политической мыслью сформирован четкие принципы демократической политики:
- Оптимальное сочетание классового и общечеловеческого, универсального и национального, - гуманистическая направленность, преодоления технократизма, насилия, преступности;
- Демократизм и нравственность в осуществлении политики;
- Гражданственность и патриотизм.
При разработке и реализации политики важно учитывать следующие основные факторы:
- Конкретно-исторические условия развития социума, гео-политические условия и географическое расположение государства;
- Уровень участия или отчуждения населения относительно власти и государственно-общественных дел;
- Направленность национальной ментальности, уровень развития политического и правового сознания;
- Этнонациональный и демографический факторы общественного развития;
- Соответствие политических идеалов и задач исторической традиции, политическим ценностям данного общества, а также принципам гуманизма и социальной справедливости;
- Реальная международная ситуация и отношение к государству мировой общественности.
Переход к честной и гуманной политики является сложным и длительным процессом, тесно связанным с коренными изменениями в сознании масс. Особенно это касается тех стран, которые находятся на стадии перехода от тоталитаризма к демократии, от закрытого к открытому обществу.

14.png