Материалы

Политический маркетинг

Маркетинг (англ. marketing, от market - рынок) - это система мероприятий по управлению операциями сбыта и торговли, регулирования рыночных процессов, изучение конъюнктуры и закономерностей функционирования рынка.
Политическую деятельность в любом обществе и при любом политическом режиме также направлена ??на завоевание и удержание контроля над рынком, но рынком специфическим - рынком власти. Борьба за рынок власти в условиях тоталитарных и диктаторских режимов осуществляется преимущественно силовыми методами, вплоть до физического уничтожения противников.
В демократическом обществе, когда действуют демократические механизмы и процедуры формирования трех ветвей власти и имеется соответствующая политическая культура граждан, политическая деятельность также соперничеством между различными политическими силами за господство на рынке власти. Однако, в отличие от тоталитарных и диктаторских режимов, в демократическом обществе борьба за рынок власти происходит по правилам, зафиксированным в законодательных нормах, в традициях демократической политического поведения избирателей и претендентов на политическую власть.
Итак, в условиях цивилизованного соревнования за право управления политической сферой общества под политическим маркетингом понимают совокупность форм, методов и технологий исследования, проектирования, управления и внедрения в общественно-политическую практику тех или иных установок общественного сознания с целью завоевания рынка власти и удержание контроля над ним .
Серьезные попытки чисто рыночных подходов к понятиям политологии сделали В. Парето в «теории экономической и политической равновесия», а также Й. Шумпетер в «конкурентной теории демократии». В новейшей политологии рыночный подход распространился благодаря значительному влиянию «новой политической экономии» Р. Бьюкенена. В последнее время разработаны политико-экономические математические модели конституционного и электорального выбора, максимизации политической полезности и др.. В частности, исследователи межпартийного соперничества исходят из того, что партии стремятся обеспечить себе максимум голосов избирателей и тем самым максимизировать функцию власти, то есть создать модель, которая действует аналогично с моделью рыночной монополии, а значит монопольные выразители политических интересов - группы давления, фракции и др.. - Стремятся максимизировать функцию полезности так же, как экономические монополии.
Политический рынок рассматривается специалистами по аналогии с хозяйственным рынком: так, например, правительство отвечает на нужды партий, движений, групп давления так же, как в экономике предложение отвечает на спрос. Отработанными, испытанными средствами установления равновесия на политическом рынке считают следующие: самостоятельность и независимость политических субъектов, ни один из которых обладает монопольным положением на политической сцене; равноправие политических субъектов, что обеспечивается детально разработанной системой норм, регулирующих их деятельность и взаимоотношения ; общественная система ценностей как основание для достижения консенсуса между политическими субъектами и тому подобное.
Политический маркетинг предполагает следующие технологии:
формирование и изучение политических потребностей, политического спроса на политические действия и результаты таких действий;
воссоздания «политического продукта» с учетом того, какой «ценой» он достигается;
создания «нового» в политике с учетом всех форм расходов, в том числе и политических;
доведение до объекта и субъекта политики расчетов реальных политических возможностей на конкретном этапе;
изготовление и использование политической рекламы, политической агитации, стимулирования политических действий, активной политической поведения и др..
Удачное применение приемов маркетинга в политике обеспечивает достижение известности, победу на выборах, содержание на верхушке «политического Олимпа». Сущностью политического маркетинга является изучение существующей и формирования желаемого общественного мнения относительно образа (имиджа) политика, политической организации или идеи.
Важнейшими функциями политического маркетинга считают изучение реального представления людей о политике, организацию или идею, определение характеристик идеального образа, который существует в массовом сознании, и как можно более тесное сближение этих двух образов, планирование и воплощение в жизнь конкурентоспособной программы действий, рассчитанной на понимание и активную поддержку общественностью политического лидера, организации или идеи.
Одной из разновидностей политического маркетинга является избирательная инженерия, то есть комплекс правовых, административных, политических и других мер, регулирующих политические отношения по нормам представительства и процедур формирования законодательных, исполнительных и судебных органов власти.
С упрощением сказать, что под понятием избирательной инженерии понимают приспособление избирательных процедур в реализации интересов правящих и политических элит относительно завоевания и сохранения власти на национальном, региональном и местном уровнях. Главным предметом внимания избирательной инженерии являются избирательные системы, анализируются, исходя из следующих их характеристик: количество голосов на одного избирателя, способы определения избирательных округов, число депутатов, избираемых от каждого округа подобное.
Основными видами избирательной инженерии, которыми пользуется политическая и правящая элита, являются: изменение избирательных систем и процедур в зависимости от политической ситуации; стимуляция передвижения избирателей из одного округа в другой; манипуляция границами избирательных округов, благоприятное «размежевания» округов и избирательных участков, манипуляция времени проведения выборов.
Названные виды избирательной инженерии являются вполне легальными способами навязывания правящими кругами своих «правил игры», с которыми вынуждена соглашаться политическая оппозиция. При разумном использовании этих средств представителями правящей элиты они могут дать существенное преимущество тем, кто находится у власти.
Разновидностью политического маркетинга является политическая имиджелогия. Имидж политический (от англ. Image - изображение, отражение в зеркале) - образ (чаще политика, политического лидера), целенаправленно формируется для обеспечения надлежащего эмоционально-психологического воздействия на определенные круги общества с целью популяризации, политической рекламы и т.д.. Дело в том, что население формирует свое представление о политике не через непосредственные контакты, как бывает при обычном знакомства, а на основании его «символического отображения» в средствах общественных коммуникаций. Такое символическое, знаковое отображение и является политическим имиджем. Политик, как правило, становится определенным символом, что значительно облегчает реагирования общества на его поведение, поскольку отпадает необходимость каждый раз по-новому толковать те или иные его действия.
Политический имидж - это своеобразное отражение общественного представления об идеальном воплощении той или иной социальной роли. Имидж политика включает различные характеристики: личностные качества (решительность, определенная агрессивность, привлекательность, внешний вид); организаторские, управленческие способности (компетентность, умение полемизировать, участие в процессах принятия решений); характеристики, сближающие лидера с электоратом (выходец из низов, неприхотлив в быту) и другие. Имидж политика формируется на основании реально присущих этой личности характеристик, но соответствующим образом «препарированных» специалистами (имиджмейкерами). Хороший имиджмейкер всегда выберет из имеющегося набора именно то, что лучше влиять как на избирателей в целом, так и на конкретные социальные группы. Образ политика следовательно сознательно обогащается теми характеристиками, которые нужны для усиления значимости личности, но реально существуют лишь в потенции. Формирование политического имиджа опирается не только на характерные черты самого политика, но и тех лиц, которые постоянно сопровождают его (семья, дети, близкие друзья), а также на образ его жизни (домашние животные, хобби, любимый отдых) и прошлое ( какие благородные или героические поступки).
В целом средства по созданию политического имиджа имеют положительный характер, хотя бы потому, что они приближают политика к его электората, заставляют учитывать настроения населения, поддерживать с ним постоянную связь.
Завершающим этапом политического маркетинга является политическое рекламирование, направленное на формирование позитивного политического имиджа тех или иных государственных, социальных, политических институтов, отдельных лидеров и личностей, идей, доктрин, программ.
Выделяют следующие этапы политического рекламирования (во многом они совпадают с только рассмотренным процессом создания политического имиджа - это не удивительно, потому что их цель, собственно, такая же): 1) исследование характеристик идеального имиджа, 2) исследования характеристик реального имиджа (если уже существует в общественном сознании), 3) «упаковки» (проектирование) имиджа, который планируется на «продажу»; 4) разработка форм, методов и средств продвижения «упакованном» имиджа на политический рынок, 5) «продажа» созданного имиджа через средства политической коммуникации; 6) анализ эффективности рекламной кампании и корректировки ранее запланированных действий.
Эффективность осуществления политического рекламирования оценивается тем, удалось выгодно «продать» политический товар. Понятно, что для достижения успеха нужно привлекать профессионалов в области политологии, социальной психологии, социологии и коммуникации.
В Украине политическое рекламирование, как и сам политический рынок, еще только формируются. Однако в отечественную политическую практику все активнее входят специфические товары политического рынка, т.е. разнообразные выгоды и привилегии. Прежде всего это связано с возрастанием роли политической рекламы и широким использованием средств массовой информации, а также включением такого мощного средства воздействия на политические решения, как общественное мнение.

8.png