Материалы

Эволюция политической мысли в эпоху средневековья

Влияние античной социально-политической мысли сказался прежде всего на политических учениях средневековья и Возрождения. После распада рабовладельческого строя в Западной Европе возникло феодальное общество, основными классами которого стали помещики и крестьяне.
Заметную роль в эпоху феодализма играло духовенство. Оно было большим экономическим, политической и идеологической силой. Это произошло потому, что при большой феодальной раздробленности (V-X вв.) Католическая церковь, имея четкую иерархию и устойчивые догматы, оказывала значительное влияние на всю духовную жизнь средневековья. Социально-политическая мысль не была исключением. Ее развитие в основном осуществлялся усилиями религиозных деятелей.
Главным в комплексе социально-политических идей раннего средневековья стало учение «отцов» и «учителей» церкви: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского и других о бесплодии земного существования, о бесполезности и тщетность человеческих усилий. Пропагандировался аскетизм, выдвигалась идея повиновения властям, а за это обещалось царствие небесное на том свете.
Основой социально-политических представлений той эпохи была религиозная установка о том, что земная жизнь является лишь бледным отражением небесного. Несмотря на разделение общества на богатых и бедных, религиозные мыслители настаивали на возможности настоящего братства людей во Христе. Перед Христом, говорили, теряют свое значение богатство, образованность, общественное положение и привилегии. Лозунг равенства перед богом прикрывало фактическое неравенство в обществе.
Наиболее выдающимися социально-политическими мыслителями средневековья были Аврелий Августин, позже названный «блаженным», и Фома Аквинский.
Августин (354-430) - один из отцов западнохристианской церкви. О своих духовных поисках мыслитель рассказал в сочинении под названием «Исповедь».
Основная черта социально-политических взглядов Августина - обоснования и оправдания неравенства в обществе. Богатство одних и бедность других он объяснял испорченности природы человека в результате грехопадения первых людей. Положение человека в обществе, по Августину, запрограммировано на небесах. Отсюда - вывод о неправомерности революционных выступлений народа против устройства «гармоничной неравенства».
В своем учении Августин пытался дать всемирно-историческую картину развития человечества. Он вслед за древнегреческими стоиками обосновывает идею единства человеческого рода, происходящего согласно библейским сказаниям от «прародителей» - Адама и Евы.
Другим важным элементом учения было понимание истории человечества как борьбы «двух градов», «двух государств»: «града божьего», состоящий из божьих защитников, и светского государства - «большой разбойничьей организации», в которой стремятся материальных благ и эксплуатируют праведных. В конце концов, считал Августин, ход истории обеспечит победу «божьей государства» над светской. Высокий авторитет Августина в христианских кругах западноевропейского средневековья и был связан с идеей о необходимости подчинения светской власти церкви.
Другой выдающийся мыслитель - Фома Аквинский (1225-1274) - жил в период позднего средневековья и был наиболее влиятельным богословом в Западной Европе того времени. В 1323 году он был причислен к лику святых римско-католической церкви, а учение Фомы Аквинского была признана впоследствии официальной идеологией католицизма.
Мнения Фомы Аквинского на общество сформировались под влиянием Аристотеля. Как и греческий философ, Фома говорил о необходимости ставить на первый план интересы государства. Согласно христианской традиции, сложившейся он рассматривал социально-политические отношения как отражение небесного божественного порядка. Общество должно состоять из разных слоев: большинство людей должны заниматься физическим трудом, а меньшинство - умственной, а также управлять обществом. В интересах общества каждый человек имеет безотказно выполнять свои обязанности, поскольку их установлено богом.
Фома Аквинский жил в эпоху, когда католическая церковь, которую возглавлял папа, имела огромную власть. Учитывая то, что в этот период начался процесс создания национальных государств, он высказывал мнение, что государство является божественным установлением. А лучшей естественной формой светской власти он считал монархию.
Однако, хотя власть и имеет божественную природу, Фома Аквинский допускал ситуацию, когда злоупотребление властью, чрезмерные притеснения дают народу право на сопротивление тирану и даже на его насильственное свержение.
В социально-политических учениях средневековья нашли отражение такие явления в общественной жизни, которых не знала античность. Это способствовало возникновению некоторых новых научных идей: единства человеческой истории, прогрессивного развития человеческого общества (в отличие от циклического понимания такого развития в период античности), морального равенства людей и т.д.. Знание воззрений на социальную жизнь в средние века позволяет лучше понять современные социальные учения христианства.
Дальнейшее период истории социально-политической мысли связано с формированием и развитием капитализма в Западной Европе. Становление и развитие капиталистических социальных отношений дали новый толчок интенсивной разработке социально-политических идей. В XIV-XV вв. в социально-экономической и культурной жизни Западной Европы произошли большие изменения. В Италии, а впоследствии и в других странах, стали возникать элементы капиталистического способа производства. На смену господствующему классу феодалов приходит новый класс - буржуазия. Новые формы хозяйственных отношений и новые общественные классы привели к появлению новых мыслей и идей.

8.png
ZyXEL GS1510-16 gs1510 16 ZyXEL.