Материалы

Категории политологии

Исходный теоретический материал познания любой науки составляют категории - наиболее общие фундаментальные понятия науки, отражающие существенные черты ее предмета. Категории раскрывают или необходимые связи, узловые пункты науки, или существенные элементы ее структуры. По сравнению с другими общественными науками, которые исследуют проблемы политической жизни, категории политологии имеют конкретный характер. Так, например, проблема сознания в социологии исследуется как проблема группового сознания, в теории государства и права - как проблема правового сознания, а в политологии - как проблема политического сознания. Проблема культуры как философская категория в социологии проявляется как культура той или иной социальной общности, в правоведении - как правовая культура, а в политологии - как политическая культура со всеми характерными особенностями.
Наряду с философскими и социологическими категориями политологии используются и понятия других гуманитарных наук, например политический строй, политический статус, политическая норма, политическая этика, политическая психология и т.д., а также понятия, характеризующие конкретные стороны и процессы политической жизни общества и личности. К ним относятся: «политическая деятельность», «политическая активность», «политическое поведение», «электоральное поведение», «политическое решение», «политические ценности», «политическое лидерство», «политическая роль» и другие.
Вместе политология как комплексная и самостоятельная отрасль су-
общих наук не только переводит общие философские, социологические и другие научные понятия в политическую сферу. Предметом политологии является анализ сущности политики как целостного общественного явления: проявление на макро-и микроуровне ее необходимых структурных элементов, внутренних и внешних связей и отношений, определение основных тенденций и закономерностей, действующих в различных общественно-политических системах, разработка объективных критериев социального измерения политики.
Политика в общественной жизни выступает как своеобразная форма теоретической и практической деятельности классов, наций, социальных групп и индивидов, главной целью деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Вот почему, по нашему мнению, категория «политическая власть» является центральной категорией политологии и политики как сферы деятельности. По этому поводу известный украинский политолог В. Липинский отмечал, что цель политики - не само движение, а реализация политических стремлений, порождающих его. Без применения и реализации власти даже лучшие стремления и блестящие идеи не могут быть воплощены в жизнь и оставаться лишь идеями. Вот почему власть дает ключ к пониманию политики, политических институтов, политической системы и других политических процессов. Только поняв суть власти, ее определяющие черты, можно выделить политику и политические отношения из всей сферы общественных отношений.
На современном этапе особое значение приобретают теоретические исследования законов политического развития. В политической литературе сейчас происходит большое количество понятий, которые именуются «законами». В некоторых случаях применяется осторожнее определение - «закономерность». Следует подчеркнуть, что только полностью под-
подтвержденный закон общественно-политического развития может и должен быть опорой для оценки ситуации, а тем более для ее прогнозирования. Конечно, в политике же только знания даже самых точных законов не дает полного представления о реальной действительности: для этого нужен еще и всестороннее конкретный анализ конкретной ситуации, ее нынешнего состояния и прошлого. Закон - это необходимая связь между нынешним состоянием ситуации (явления, процесса, системы) и состоянием, непосредственно предшествовавший ему и следовать за ним. Конечно, любой закон, в том числе и природный, редко бывает вполне исчерпывающим и однозначным, он всегда является статистическим, приближенным, включает большое количество различных внутренне и внешне противоречивых тенденций. Тем более это касается общественного закона, поскольку на его действие оказывает влияние большое количество разнообразных, в том числе и случайных, факторов, имеющих объективный и субъективный характер.
Вот почему политологический закон всегда характеризуется весьма специфическим соотношением абстракции и конкретности и формулируется на достаточно высоком уровне обобщения. Только в этом случае он может отражать действительно обязательны, универсальные связи между явлениями.
В политике не существует жесткой детерминации, однозначного определения состояния и характера политических событий. Нельзя обойти высокой степени зависимости политических процессов от характера политического субъекта, особенностей его исторического развития, социальной активности, уровня культуры. Поскольку активно действующих субъектов в сфере политической реальности может быть много, а вектор их взаимодействия не всегда дает ожидаемые результаты, то «закон действует скорее как тенденция, т.е. как закон, абсолютное осуществление которого задерживается, замедляется и ослабляется противодействующими обстоятельствами». Законы общественно-политической жизни проявляются через поведение многих людей и часто характеризуются статистическими особенностями. Именно поэтому предсказать поведение как больших общественных групп, так и отдельного человека в сфере политики можно лишь с определенной степенью вероятности.
Следует также иметь в виду, что знание законов политики не дает никакой «тайной власти» над людьми, но позволяет выявить те факторы, связи, долговременные тенденции, которые возникают и действуют как за пределами политики (явления экономической, этнической, социальной, культурной и других сфер жизни), так и внутри ее, часто определяя ход политических процессов и событий.
Среди закономерностей, отражающих влияние внешних факторов, следует выделить политико-экономическую закономерность. Эта закономерность отражает соотношение между экономическим базисом общества и политической властью как элементом надстройки. С точки зрения марксизма, политика и соответствующая система политической, государственной власти детерминируются развитием экономических процессов. Экономические интересы становятся социальной причиной политических действий. «... Политическая власть, - писал К. Маркс, - есть только порождением экономической власти ...».
Вместе с тем политическая власть, будучи производной по экономической, характеризуется самостоятельностью, что открывает широкие возможности для политического влияния на экономические процессы. Однако самостоятельность политической власти нельзя абсолютизировать. Создание культа политической власти, попытки с помощью административного принуждения «обойти» экономические законы неизбежно обречены на неудачу.
Уровень возможного взаимовлияния политики и экономики разные политические течения представляют себе по-разному, и в реальной политике вокруг этой проблемы постоянно идет борьба. Всем известна ленинская формула «о первенстве политики по экономике», т.е. о возможности политики влиять на важнейшие экономические интересы. Эта позиция, однако, определяет только такой тип государственного влияния на экономическую жизнь общества, когда политические чиновники с помощью планирования, распределения ресурсов, финансового контроля,
подбора кадров и других мероприятий ставят экономическую деятельность в жесткие административно-государственные рамки развития.
В противовес такому подходу консервативная политическая мысль вообще отвергает идею о возможности и необходимости какого-либо вмешательства государства в экономическую жизнь. Кредо неоконсерваторов в экономике - это замена реформистской модели экономического развития монетаристской модели, которая ориентирована на освобождение частного бизнеса от чрезмерного государственного вмешательства, всестороннего стимулирования рыночных отношений, частного предпринимательства.
Из закономерностей, отражающих влияние внешних факторов, следует также выделить политико-технологическую закономерность. Сейчас никто не может отрицать мощного влияния развития техники на динамику политических процессов. Эта связь особенно нагляден в таких сферах, как война с ее сегодняшними техническими возможностями уничтожения человечества и всего живого на земле, научно-технические достижения в передовых странах и усиления их политического влияния на международное сообщество; широкое привлечение масс к политическим процессам под влиянием радикальных технологических и социальных сдвигов в обществе, зависимость политических событий от скорости распространения и усвоения информации и т.п..
Существует и целый комплекс закономерностей, отражающих действие внутренних связей и тенденций политической жизни. Это прежде расширение сферы политической жизни и повышения его роли в обществе, значение народных масс в политическом процессе, в развитии демократии, самоуправления, в изменении политических и государственных форм.
К закономерностей политической жизни относятся также: демократизация политических отношений, возрастание роли «человеческого измерения» политических процессов, повышения степени социализации, гуманизации политических отношений, обеспечивающих целостность общества. Все полнее реализуется тенденция развития свободы творчества, свободы общения как основных ценностей и ориентиров функционирования политической жизни, творческого потенциала личности, превращения ее в активного субъекта политических процессов.
Одной из закономерностей политической жизни следует считать тенденцию к укреплению отношений гражданского общества, а именно: ограничение вмешательства политических структур в управление различными сферами общественной жизни, рост их автономии от политики и государства.
Важное значение для раскрытия внутренних связей и тенденций политической жизни имеют законы структуры, функционирования и развития, которые изучает политология.
Политологические законы структуры определяют сущность форм и методов организации политических систем, их внутреннюю направленность и взаимообусловленность. В политике обнаруживаются законы многих срезов, например закон организации структурирования политических институтов и др.. Одни из них отражают связь элементов в отдельных подсистемах, тогда как другие действуют для групп подсистем или общества в целом.
Одним из важнейших законов политологии является закон разделения властей, который в мировой и отечественной политологии в своих основных чертах (необходимости, всеобщности, повторяемости, инвариантности) еще недостаточно разработан.
Законы функционирования политики характеризуют ее жизнедеятельность как особого организма. Эти законы раскрывают существенные и необходимые связи между всеми структурными компонентами политической сферы: политическими интересами и политической деятельностью, политической деятельностью и политическими отношениями, политическим сознанием и политическими институтами.
Важную роль в политологии играют законы развития политической жизни, политических систем, политических отношений. Эти законы выступают как законы качественных преобразований на основании столкновение противоположных сил и тенденций в пределах определенной сущности. Законы развития проявляются через многообразие форм взаимодействия социальных субъектов политической жизни (политическая борьба, гегемонизм, сотрудничество, согласие, союз, изоляция, нейтрализация и т.д.). При этом политическая борьба выступает как средство, а стабильность, жизнеспособность системы политических отношений, сбалансированности политических интересов - как цель.
Вполне естественно, что со временем исследователи смогут открыть еще и другие законы политологии, потому что наши представления о политические институты и процессы постоянно углубляются, возникают новые явления, которые развиваются по собственным законам. Политология (как и все общественные науки) вообще характеризуется чрезвычайным динамизмом и подвижностью.
Однако необходимо признать, что вряд ли удастся в обозримой перспективе разработать вероятностную теорию политологических законов и перейти от гипотез (а чаще - от субьективiстських предположений исследователей) до настоящей науки. Пока эмпирическая политология и социология без необходимого количества материала, который бы характеризовал развитие общества в спокойные и в переломные периоды, пока обработка этого материала не будет осуществляться достаточно быстро, чтобы не отставать от проблем, которые остаются актуальными, пока выводы ученых не будут направлены на сегодняшний, а не на вчерашний день, до политология не станет полностью современной наукой, которая опирается на общую теорию.
В процессе изучения политических явлений политическая наука пользуется различными методами исследования. Исходя из того, что в сферу интересов политологии входит огромная по своим масштабам социальная практика, политология использует собственное все методы других социальных наук: философские, правовые, социологические, математические, логические (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия и моделирование и др.). С чисто теоретических методов можно назвать следующие: теоретический эксперимент, математическая формализация, гипотетически-дедуктивный метод, метод постепенного движения от абстрактного к конкретному, метод исторического описания и т.д..
Для большинства политологов как на Западе, так и у нас, в Украине, общей методологической основой исследований остается диалектический метод. Он определяется конкретно-историческим подходом к анализу явлений действительности, учетом влияния на политические явления множества различных факторов, действующих в обществе, признанием приоритетного действия экономической сферы жизни су-
спильства, рассмотрением всех политических явлений и событий в их развитии и взаимосвязи подобное.

14.png